Шокирующее ЧП в подмосковной Ивантеевке: девятиклассник напал на учительницу
Сейчас многие родители российских школьников в шоковом состоянии. После ЧП в Ивантеевке главная мысль - как предотвратить такие события в других школах. Девятиклассник напал на учительницу - он стрелял ей в голову и нанес удары кухонным топориком.
В нашем эфире — советы психологов, как избежать трагедии. Эксперты составили список самых тревожных признаков. Если их игнорировать, может произойти катастрофа.
Подросток стрелял в голову учительнице и нанес удары кухонным топориком. Женщина ранена. Пострадали и школьники, которые в панике прыгали из окон. Уровень озлобленности и жестокости 15-летнего подростка поражает. В причинах, побудивших его взять оружие, пытаются разобраться не только следователи, но и психологи.
Уже ясно - речь идет не о внезапной вспышке агрессии. Молодой человек не скрывал своих взглядов и намерений, но никто не принимал их всерьез.
Он кричал: «Я ждал этого три года». Видимо столько копилась агрессия. Оператор, снимавший учебный день первоклашек, стал свидетелем нападения. Рука дрогнула, но оператор вышел в коридор. Паника, крики. Всех детей закрывают в классах. Дальше громкие хлопки.
Взрывы больших петард. Их было два. Это не тихая месть из-за угла, а громогласное и демонстративное: я пришел убить и погибнуть. Нападавший был вооружен пневматическим пистолетом. В руках у него был кухонный топорик для разделки мяса. Подросток несколько раз выстрелил в потолок, а затем нанес удар учительнице Людмиле Калмыковой. Ученики стали выпрыгивать из окон. Три школьника получили ушибы и переломы. Наталья Романченко в это время пришла в школу за дочкой в школу.
«Вдруг раздался очень громкий женский крик, очень протяжный, а потом такой громких хлопок, очень громкий. Все испугались. Учительница вышла проведать, что там. Потом она зашла и закрыла нас в кабинете. Многие девочки плакать начинали. Но это было просто очень страшно, меня колотила дрожь», - рассказывает ученица школы Аня Филиппова.
«После того как я увидела, что этого парня задержали, я видела, как его выводили сотрудники полиции, я могла у него уточнить, в каком она классе находится, и непосредственно уже в окне ее увидеть, убедиться, что с ней все в порядке. Из школы выбегал маленькие детки, одноклассницы — все в истерике, паника полная, на улице неразбериха, учительницы тоже ревут», — рассказывает мама ученицы школы Наталья Романченко.
Все пострадавшие, включая учительницу — у нее открытая черепно-мозговая травма, госпитализированы. По словам врачей, их жизни вне опасности. Следователи выясняют причины нападения: конфликт с учителем или с учениками в классе. Известно, что сверстники его гнобили и высмеивали. При задержании у подростка помимо пневматического оружия изъяли два самодельных взрывпакета. Сопротивления не оказал, ему - 15 лет, учится в 9-й классе этой же школы. На странице в социальных сетях подросток взял себе фамилию Клиболд.
В 1999 году американском Колумбане Дилан Клиболд и Эрик Харрис учинили бойню в своей школе. Были из благополучных семей. Со сверстниками общались мало. Их дразнили и называли жалкими неудачниками. К бойне готовились два года, вели видеодневник — стрельба, черные плащи — ну, все как в кино. В школу пронесли дробовик, помповое ружье и самозарядный карабин и пистолет. Самодельное взрывное устройство. Тогда погибли 13 человек, 24 получили ранения. Подростки, устроившие бойню, покончили с собой. То, что девятиклассник из Ивантеевки пытался им подражать, говорит и то, что закончить свою жизнь он предполагал, как американские убийцы, даже написал в соцсеятх: «Delete my live», то есть «удалите мою жизнь». И дата - 5 сентября. Клиболд и Харрис носили черные плащи, снимали себя на камеру. Вот они в школе. А вот уже 2017 год. Ивантеевский подросток снимает себя в такой же одежде и в том же духе 90-х.
А вот и видео его тренировок: расстрел игрушечного автобуса из пневматики. 20 апреля этого года в годовщину бойни девятиклассник из Ивантеевки на своей страничке в Интернете написал: «На 20 апреля 1999 года пришлось нападение на школу Колумбайн. Если не вдаваться в подробности, то как результат — 13 учеников мертвы, 23 было ранено и двое живы в моем сердце. Вот и снова тот самый день. Жаль, что не год, ибо иногда я задумываюсь, неважно, что происходит вокруг, как ко мне относятся, я задумываюсь, нужен ли я здесь... Жизнь прекрасна друзья, но порой уж лучше смерть. И может, лучше если бы я был на месте Эрика и Дилана... А теперь забудьте все, что здесь написано, и живите дальше. Не все любят суицидальные мысли, так ведь?"
Ставя подобные вопросы, он точно вызывает на диалог. Явно хочет поговорить. И это больше напоминает крик о помощи. Но на помощь так никто и не пришел, то ли те, кто откликнулся, были не в силах справиться.
«Скорее, это социальная позиция нашего общества. Можно на все это обратить внимание и провести работу, беседу и понять, выявить предпосылки, либо проигнорировать — пусть развлекаются дальше. Склонность подростков к этому обнаруживается всегда. И понять, где собственно реальная угроза для общества, реальная угроза самоповреждения подростка — для этого должны привлекаться психологи, конечно, и оценивать степень угрозы», — считает психолог Александр Сухотин.
По штату в российских школах психологи не обязательны. Как говорит уполномоченная по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова, в свое время эта должность была оптимизирована. Все на усмотрение регионов. В Подмосковье оставили эту должность. Но не хватает как самих специалистов, так и уровня подготовки.
«Там, где они есть, к сожалению, не у всех психологов достаточно квалификации. Они не до конца знают все особенности современных школьников. Они не в курсе современных угроз. Они не знают до конца, что таит в себе Интернет. Они не все могут общаться одновременно со школьником, с ребенком и со взрослым, с родителем. Потому что проблема ребенка не заключается только в нем, это обычно большой спектр», — отмечает уполномоченная по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова.
Вопросов немало и к психологам, и к школьной охране в российских школах. Их профессионализм зачастую оставляет желать лучшего. После случившегося в Ивантеевке охрану тут же сменили. Под черным плащом подросток пронес в школу пневматическую винтовку. Длина — около метра. В России вообще далеко не каждое учебное заведение оснащено тревожной кнопкой. Но, конечно, в первую очередь вопрос: почему никто не предотвратил все на ранней стадии? Вопрос и к учителям и к родителям.
Ведь подросток ничего не скрывал: говорил о своих намерениях одноклассникам, его страница в Интернете открыта для всех, и там он писал не менее откровенно. Не редко именно родители могут спасти своего ребенка и других.
Как это было, к примеру, этой весной в США, когда отец нашел и прочитал дневник дочери, где она детально расписывала: патруль полицейских внутри школы, инструкцию по изготовлению взрывных устройств и план нападения, вплоть до даты бойни. После она собиралась покончить с собой. Отец сразу обратился в полицию, чтобы спасти ее и других. Позже у дочери нашли помповый дробовик и несколько самодельных взрывных устройств. Вероятно, отцу было не просто сообщать в полицию, но, видимо, он понимал, что это единственный шанс.
В США, где подростки устраивают бойни в школах все чаще, относятся ко всем предпосылкам серьезно и внимательно и родители, и полиция, и администрации школ. В свое время психологи ФБР даже составили портрет — черты, которые присущи подросткам, которые потенциально могут устроить бойню в школе: высокий уровень интеллекта; из благополучной семьи; внутренние проблемы в семье, о которых окружающие не знают; нелюдим, скрытен, считает себя одиночкой; проблемы с самооценкой — предрасположенность к самолюбованию; склонность к вандализму; в семье есть оружие (и здесь уж не важно какое); постоянный интерес к насилию.
Возле записи ивантеевского девятикласника от 20 апреля в годовщину бойни в США отметку «мне нравится» поставили 13 человек. А сегодня, если еще утром на его странице было 50 подписчиков, то после произошедшего, к обеду — уже 300. Потом 600. А вечером подписались более 1000 человек. И это явный повод родителям подписчиков и тем, кому нравятся его высказывания, обратить внимание, чем интересуется их ребенок и не пожалеть времени, поговорить почему.