СБУ депортирует корреспондента Первого канала Анну Курбатову
В Киеве похищена корреспондент Первого канала Анна Курбатова. Связь с ней пропала утром. Позже очевидцы рассказали: неизвестные затолкали ее в машину и увезли.
Несколько часов о судьбе нашей коллеги ничего не было известно, и вот постепенно ситуация начала проясняться: ее задержала СБУ и готовит документы на депортацию. Как раз накануне Анна Курбатова сделала репортаж о гонениях на журналистов на Украине.
Телефон Анны до сих пор вне зоны доступа. В Кремле сообщили, что приложат все усилия, чтобы прояснить ситуацию. А российское посольство направило ноту в МИД Украины с требованием принять срочные меры в связи с исчезновением журналистки.
ОБСЕ призывает власти Украины отказаться от арестов и депортации иностранных журналистов. Об этом в среду сообщили в офисе представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.
Еще пару дней и страна победившей «революции достоинства» сможет отпраздновать окончательное вступление в силу Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Но сколько бы западные партнеры не поливали плодородную украинскую землю дождями из крепкой валюты и обещаний принять в большую европейскую семью, европейские ценности почему-то здесь не приживаются.
Среди бела дня затолкать журналиста в машину и увезти в неизвестном направлении — в Киеве, похоже, норма. Корреспондент Первого канала Анна Курбатова пропала около дома, в котором снимала квартиру. Двое мужчин, по словам прохожих, предъявили Анне некие документы и увели под руки. Где она, стало известно через несколько часов — официальный представитель СБУ отчиталась в «Фейсбуке».
«Российская пропагандистка Анна Курбатова будет принудительно возвращена в Россию. Украина — правовое государство, ее правоохранительные органы действуют исключительно в рамках действующего законодательства. На данный момент идет оформление необходимых документов для ее официального выдворения. Так будет с каждым, кто позволяет себе позорить Украину», — заявила пресс-секретарь Службы безопасности Украины Елена Гитлянская.
Направление, в котором увезли Анну Курбатову, в итоге привело в Службу безопасности Украины. Схема «задержание-допрос-депортация» отработана на многих журналистах. Накануне Анна как раз рассказывала о похожем случае, только с испанскими коллегами.
Из сюжета А. Курбатовой: «Без паспорта, без объяснения причин, 20 часов ожидания в аэропорту в окружении агентов СБУ. Так прошла последняя поездка испанцев на Украину. Антонио Памплиега и Мануэль Анхель Састре – независимые журналисты. Известность получили после почти 10 месяцев в плену террористов в Сирии. Писали и о конфликте в Донбассе. Вот, например, страница Антонио в «Инстаграме». Здесь и рассказ из Первомайска, где люди прячутся от «обстрелов украинской армии», и реплики шахтеров Донбасса».
Испанским журналистам запретили въезд на Украину, но после протеста официального Мадрида решение отменили. Но то ли в СБУ об этом ничего не знали, то ли решили по-своему, факт остается фактом — Антонио Памплиега и Мануэль Анхель Састре получили запрет на посещение молодой европейской страны.
«Они сказали, что мы опасны для страны, для национальной безопасности. При этом не сообщили ничего конкретного. А теперь украинское правительство заявило, что мы делаем фальшивые новости вместе с сепаратистами», - рассказывает независимый журналист (Испания) Мануэль Анхель Састре.
Что именно в репортажах испанцев или других высланных с Украины журналистов было фальшивкой — неизвестно. Украинские спецслужбы на такие мелочи, как доказательства, похоже, времени не тратят. Достаточно попасть в печально известный список на сайте «Миротворец» — там некие якобы гражданские активисты публикуют данные тех, кого считают врагами Незалежной. Анна Курбатова попала в число врагов после сюжета о праздновании Дня независимости в Киеве.
Из сюжета А. Курбатовой: «Украина, так старающаяся не зависеть от России, оказалась полностью зависима от Америки и Европы. В Национальном банке Украины подсчитали: за три года Киев обязан вернуть иностранным кредиторам почти 13 миллиардов долларов. Сможет, если только наберет новые кредиты. А МВФ продолжает диктовать политику Киеву. Правда, кое-что Украине все же удается делать самостоятельно. Страна, которая ликвидировала собственный авиастроительный концерн ради разрушения связей с Россией, наладила, например, сборку дешевых очков и зонтиков для ЕС».
И вот вопрос: что из этого неправда? И чем так возмущены украинские коллеги, что через «Фейсбук» обращаются в СБУ:
— «СБУ, работайте! Стоит такая Анна с Первого канала, делает сюжет об армагеддоне в Киеве и Дне независимости, который является грустным праздником "для большинства" напротив столичной мэрии».
Казалось бы, это как раз тот случай, когда правда не в глаз, а больно. Но в СБУ, как теперь уже ясно, услышали голос общественности. И, похоже, не в первый раз. Уже пальцев не хватит посчитать, сколько за последнее время с Украины выдворили российских журналистов. В 2015-м это процедуру прошли репортеры Первого канала Елена Макарова и Александра Черепнина, причем допрос в СБУ выглядит иногда как попытка вербовки. Как рассказывает журналистка, настойчивость, с которой ей постоянно предлагали попить, очень насторожила.
Была эта вода результатом каких-то новых передовых разработок украинской разведки — неизвестно. Но та серьезность, с которой эта демократическая страна борется со свободой слова, у многих вызывает недоумение. И ведь работают же в России украинские журналисты, позволяя себе любые оценки и не заботясь при этом о правдивости высказываний. Шеф московского бюро информационного агентства УНИАН Роман Цимбалюк, в этом смысле на родине должен бы стать национальным героем — вопросы Владимиру Путину давно сделали журналиста знаменитым.
Это зима 2015-го. Никто почему-то не потребовал от ФСБ после этого вопроса каких-то решительных действий. Год спустя господин Цимбалюк снова задает вопрос российскому президенту — для него это уже трибуна — и опять ничего. Никто не заталкивает журналиста в машину, не возит на допрос и не пытается заставить пить воду, а вот просьба прокомментировать ситуацию с задержанием Анны Курбатовой натолкнулась сначала на длинные гудки, а том на выключенный телефон. Но некоторые украинские журналисты все же готовы объяснить позицию руководства своей страны.
«С точки зрения украинских властей, это, безусловно, пропаганда, а не объективная журналистская деятельность. Что касается нашей точки зрения, но нормы журналисткой деятельности соблюдены и в никакую историю с нормами не может попадать история с исчезновением девушки посреди Киева, даже если она российский журналист», — сказала политолог, журналист Янина Соколовская.
Слово «даже» немного сбивает с толку. Выходит, российские журналисты на Украине какие-то особенно бесправные. Европейских, впрочем, тоже особо не жалуют, и дело вовсе не в паспорте, а в том, что страна, так стремившаяся в Европу пришла, похоже, к не очень-то демократической формуле: есть официальное мнение и неправильное, с которым киевские власти готовы бороться любыми средствами.