Мировые СМИ обсуждают вскрывшиеся факты о деятельности Всемирного антидопингового агентства
После того, как выяснилось, что некоторым атлетам из США было позволено употреблять запрещенные и очень сильные препараты, от ВАДА ждут объяснений. А пока понемногу говорить начинают звезды американского спорта — те самые, что, судя по выписанным препаратам, должны быть чуть ли не безнадежно больны.
Американские спортсменки признались, что с разрешения Всемирного антидопингового агентства принимали препараты, запрещенные для всех остальных атлетов, потому что была справка от врача. "Быстрее, выше, сильнее" у них получалось не просто так.
Теннисистка Винус Уильямс написала, что «когда у нее случились серьезные медицинские проблемы, она строго следовала правилам организации, прошла независимую медкомиссию». Диагноз Уильямс раскрывать не стала, но благодаря опубликованный хакерами документам можно предположить, что здоровье ее в критическом состоянии. С 2010 по 2013 годы — и это только то, что известно — она принимала такие сильнейшие препараты, как оксидон, гидроморфон, преднизон, метилпреднизолон, формотерол. Коктейль и впрямь оказался чудодейственным, позволив теннисистке, несмотря на тяжелый недуг, выиграть золото лондонской Олимпиады.
«Формотерол — это пролонгированный препарат, поэтому его применение вообще само по себе запрещено. И как он попал в списки терапевтического использования, известно только работникам Всемирного антидопингового агентства, как он был разрешен. Это еще раз подчеркивает, что эта организация разделяет всех на хороших и плохих, на русских и американцев», — заявил доцент кафедры менеджмента и маркетинга спортивной индустрии РЭУ им. Плеханова Петр Лидов.
Старшая из сестер Уильямс — Сирена, — тоже якобы страдающая от, видимо, не менее тяжелой болезни, среди прочего употребляла триамцинолон. Его применяют при артрите, ревматизме, красной волчанке, лейкемии. Или преднизолон. Его прописывают тем, кто борется, например, с острой аллергической реакцией, бронхиальной астмой, туберкулезом или отеком мозга. С такими диагнозами не то что выигрывать международные соревнования, обычную жизнь вести-то непросто. А Сирена, получив доступ к запрещенным в спорте препаратам, была и на протяжении трех лет первой ракеткой мира, и на Играх в Лондоне взяла два золота.
«Спортсмен, который противозаконно принимает такого рода препараты, получает преимущество в виде улучшения своих функциональных возможностей, усиления аэробной выносливости. То есть выносливости длительной, например, в третьем сете, когда возникает, естественно, усталость», — говорит доцент кафедры менеджмента и маркетинга спортивной индустрии РЭУ им. Плеханова Петр Лидов.
А вот четырехкратная олимпийская чемпионка Рио по спортивной гимнастике Симона Байлз свой диагноз скрывать не стала: «У меня синдром дефицита внимания и гиперактивности, из-за него с детства я принимала лекарства. Пожалуйста, знайте, что я верю в чистый спорт, всегда следовала и буду следовать правилам».
Поразившая весь мир на Олимпиаде в Бразилии своим абсолютным спокойствием, если не сказать, полной отстраненностью, Симона накануне Игр формально провалила допинг-тест. У нее был обнаружен метилфенидад - сильнейший стимулятор, психотропное вещество, в России, например, запрещенное. Но ВАДА допустила ее к соревнования.
Впрочем, к самим спортсменам претензий быть не может. Им разрешили. Как отмечает в интервью немецкой газете «Тагесшпигель» профессор университета Майнца, эксперт по допингу Перикл Симон, он давно занимается борьбой с допингом, само существование подобной системы открывает путь к злоупотреблениям.
«Атлетов тут нельзя упрекнуть. Рыба гниет с головы, причем существенно. В элитном спорте вообще не может быть никаких особых разрешений, потому что они искажают суть соревновательного процесса. Если кто-то болен астмой или чем-то еще, он просто не может быть причастным к большому спорту, точно так же, как человек ростом в полтора метра не может играть в баскетбол в NBA», — пишет «Тагессшпигель».
Обозреватель влиятельного американского агентства «Блумберг» задается вопросом, сколько спортсменов в списке ВАДА числятся, например, как страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, расстройства, встречающегося лишь у 4% населения, и предлагает раскрыть принципы, которыми руководствуется агентство, разрешая спортсменам применять запрещенные вещества.
«ВАДА необходимо обсудить принятые в этой организации процедуры выдачи разрешений для использования запрещенных препаратов в медицинских целях. ВАДА должно объяснить - с разрешения тех спортсменов, чье имя упоминалось, или же в общих выражениях, не называя имен, - почему агентство разрешило применение конкретных запрещенных препаратов", —пишет «Блумберг».
Но вместо объяснений со стороны ВАДА — пока только обвинения. Привычно в адрес Москвы и привычно бездоказательные. Якобы это российские хакеры взломали базу данных. Американские СМИ так же привычно подхватили тему «происков империи зла». В Москве все претензии назвали «выдуманными».