В парке «Сокольники» можно увидеть легендарные машины из «Гаража особого назначения»
В Москве для посетителей сегодня открыл двери "Гараж особого назначения": так назвали экспозицию, где представлены уникальные автомобили, те самые, в которых на протяжении почти века ездили первые лица нашей страны. В экспозиции - 95 машин, и у каждой - своя удивительная история.
Чёрная краска, хром и броня. На эти автомобили не поглазеешь на дорогах. Обычно они проносятся мимо за считанные секунды. История автомобильных кортежей для первых лиц государства началась с Николая II. Он впервые променял силы настоящих лошадей на те, что спрятаны под капотом французского лимузина "Делонэ-Бельвиль". Это - любимая машина царя, для поездок по столице - закрытый кузов, по Крыму - открытый вариант с лёгким тентом.
Специальное устройство подавало газ ацетилен, на нём и работали фары императорского автомобиля. Дверцу открывали и зажигали пламя вручную. Заводить мотор от ручки или толкать машину - не царское дело. Электрические стартеры ещё не изобрели. Но специально для Николая II была сделана комплектация "люкс" с плавным стартом. Сначала в двигатель подавался сжатый воздух из баллона, так лимузин мог двигаться несколько сотен метров до запуска мотора.
После революции весь царский гараж достался коммунистической верхушке. Владимира Ленина до конца жизни возили на "Роллс-Ройсе". Сталин уже предпочитал "американцев" "Линкольны" и "Паккарды". Следуя вкусам вождя, советские инженеры создали первый отечественный лимузин по западным лекалам — ЗиС-101. Позже Сталин закажет особую партию "ЗиСов" - это уже первый бронированный лимузин. ЗиС-115 считался самой защищённой машиной в мире.
Никита Хрущёв полностью отказался от броневиков. Легкие кабриолеты в знаменитом "аэростиле" - ЗИЛ-111, символ 60-х. В салоне — специальная ручка для парадов, чтобы было удобно стоять в полный рост.
Один из самых ценных экспонатов выставки "Гараж особого назначения" - Зил-111Г. Именно эта машина была обстреляна во время неудавшегося покушения на Леонида Брежнева. Но преступник ошибся — в салоне был космонавт Алексей Леонов, он ехал на встречу в Кремль.
С подачи Бориса Ельцина президентские кортежи начали комплектовать "Мерседесами". Машины этой марки стоят на службе и по сей день. На выставке есть даже действующий кортеж Владимира Путина. Экспонаты — не выставочные. Их пригнали буквально со службы всего на несколько дней.
"Это классический кортеж, который летает в другие страны. Только два президента, наш и американский, летают со своими автомобилями, остальные пользуются авто, которые предоставляются на месте", - рассказывает директор Альянса ветеранов и сотрудников Гаража Особого Назначения ФСО России Степан Доронин.
Бронированные кузов и стекло — это только полдела. Шофёров автомобилей первых лиц готовят годами. Навыки вождения и тренировки такие, что позавидовали бы постановщики самых опасных погонь в фильмах. Но главная задача — исключить саму вероятность каких-либо происшествий на дорогах.