Нижний Новгород оказался на грани транспортного коллапса
В Нижнем Новгороде за несколько дней до Нового года жители, которые спешат купить последние подарки и что-то вкусное к столу, рискуют остаться без транспорта: сегодня стало известно о проблемах с оплатой топлива для муниципальных автобусов, на маршруты они не вышли, потому что компания отказалась заправлять машины в долг, который и так - уже миллионный. А накануне практически полностью встали трамваи и троллейбусы - по той же причине: энергетики за неуплату отключили контактную сеть. И всё это происходит в рабочие дни, в городе-миллионнике, в 10-градусный мороз.
Над проходной троллейбусного депо яркими электрическими огнями мерцает новогоднее поздравление. Свет горит и в диспетчерской. А вот в контактной сети напряжение на нуле. Троллейбусы стоят с опущенными штангами. В утренний час пик ни одна машина в рейс так и не вышла. У сотрудников депо настроение далеко не праздничное.
"Я работаю столько лет водителем, такое первый раз случается. У города нет денег, видимо, я точно не знаю", - говорит водитель троллейбуса Лидия Гулякова.
В надежде на то, что всё-таки удастся выехать на маршрут, на дежурство пришли все водители троллейбусов и трамваев. Ведь их ждут пассажиры, но людям, в итоге, пришлось искать другие возможности добраться до места назначения.
С транспортными проблемами нижегородцы столкнулись ещё накануне. В два часа дня в понедельник энергетики прекратили подачу питания сразу на 20 трамвайных и троллейбусных маршрутов города. Остановилось две трети всего наземного электротранспорта. Причина – долги за электроэнергию. 140 миллионов рублей. Сорок из них власти города должны были заплатить до 28 декабря, но так и не сделали этого. Пришлось уговаривать энергетиков подождать ещё немного.
"На данный момент режим ограничения подачи электроэнергии снят. Движение электротранспорта в Нижнем Новгороде восстановлено в полном объёме, как это было вчера на 14 часов", - говорит директор департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода Анатолий Гусев.
Это заявление руководителя транспортного департамента прозвучало только во вторник днём. Трамваи и троллейбусы поехали, но надолго ли – вопрос.
"Проблема на сейчас не решена и решение перенесено на январь. Под определённые обещания руководства администрации города ограничения сняты в полном объёме. Надеемся на выполнение этих обещаний. Но проблема должна быть решена в январе, иначе ограничения повторятся", - сказал представитель ТНС-энерго Сергей Афанасьев.
Энергетики говорят, только в этом году они уже семь раз предупреждали транспортников Нижнего Новгорода, что вынуждены будут пойти на отключение. Ведь денег за электричество не видели уже полгода. В городской администрации между тем сослались на объективные трудности. И ситуация в экономике непростая, и муниципальный транспорт убыточен.
"Час работы на линии автобуса обходится приблизительно 1200 рублей, у нас самые хорошие маршруты в городе, которые есть, дают нам в час порядка 650 рублей, вот такая экономика. Но я хочу еще раз сказать, чтобы вы понимали, транспорт он по определению он, а он социальный, б) он убыточный, потому что если бы он не был социальным, наверное, это были бы и тарифы другие", - отмечает директор департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода Анатолий Гусев.
В то же время, по словам руководителя департамента транспорта, государственных субсидий не хватает, а отсюда и долги. Однако, в той та же энергокомпании, которая обеспечивает не только нижегородских транспортников, но и работает еще в девяти регионах, сообщили, что с такими огромными неплатежами столкнулись только в Нижнем Новгороде. А ведь в пятом по численности городе страны, где живут больше миллиона двухсот тысяч человек, есть еще и метро и у подземки тоже внушительные долги: почти сто миллионов рублей. Да, впрочем, как и у автобусных парков: больше семидесяти миллионов рублей долга только за горючее. И поставщики топлива тоже накануне отказались заправлять нижегородские автобусы. Теперь вся надежда только на те деньги, что собирают кондукторы.
В городском департаменте транспорта заявили, мера вынужденная и временная. А также, что уже договорились с поставщиками горючего, и пообещали вернуть в ближайшие два дня 20 миллионов долга за топливо. Главное, что все муниципальные автобусы, в отличие от трамваев и троллейбусов на маршруты вышли. Горожане другого мнения. Говорят, интервалы движения стали заметно больше.
В то же время, на перебои в движении нижегородского транспорта никак не отреагировали правоохранительные органы. В нижегородской прокуратуре нам сообщили, что пока не собираются проводить проверку по факту случившегося, потому что с жалобами к ним не обращались. В праздничные же дни, пообещали власти горожанам, перебоев с транспортом не будет. А решением накопившихся в этом году проблем займутся сразу же как вернутся с новогодних каникул.