Откуда в электронных медкартах неоказанные услуги и несуществующие диагнозы?
Случаи приписок в электронных медицинских картах москвичей позволила выявить внедрённая столичными властями современная система учёта. Проверки начались после жалоб в Интернете - когда, зайдя через Сеть в свои истории болезни, люди вдруг узнавали невероятные вещи.
Откуда взялась эта боль? Александр с изумлением смотрит свою медицинскую карту на сайте "Госуслуги". У него и болезней-то таких нет! И тем более он не получал ни одной из 16 услуг, что здесь перечислены. Но вот же написано твёрдой рукой врача районной поликлиники!
"В этой поликлинике я никогда не был. Более того, на портале числится, что я приписан к одной из этих клиник на основании личного заявления, которое я якобы писал. Я его не писал. Эта клиника расположена в соседнем районе. Мне было бы даже с точки зрения логистики неудобно туда обращаться", - говорит Александр Брянцев.
Он не один такой фиктивный пациент. Почти девять тысяч москвичей тоже проверили информацию о себе на интернет-портале Фонда обязательного медстрахования и тоже нашли врачебные приписки. Сайт специально сделан так, чтобы люди могли сразу же сообщить об ошибке. В личном кабинете — специальная кнопка.
"Департамент здравоохранения города Москвы, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования несколько месяцев назад специально сделали такой сервис, такую опцию на сайте Московского фонда ОМС, который называется "Личный кабинет". Гражданин может зайти, посмотреть, какой спектр услуг в то или иное посещение, например, поликлиники ему оказан, оценить этот спектр и чтобы он имел возможность по этому поводу обратиться, согласен он с этим или не согласен", - рассказывает руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
Сейчас идёт массовая проверка. Эксперты поднимают медицинскую документацию, сверяют, что написано на сайте, что - в карточке пациента. Ищут не виноватых. Ищут возможность вернуть бюджетные деньги.
"Для нас самое главное — понять, действительно оказывалась услуга или нет, была она в медицинской документации или нет. И если нет, то вернуть те деньги, которые были получены медицинской организацией, стоимость этой услуги обратно вернуть в систему. Просто сейчас системе московского здравоохранения нужен каждый рубль, и каждый рубль должен быть потрачен максимально эффективно. И поэтому мы еще с сентября запустили проект "Личный кабинет", он работает с 11 сентября этого года", - сообщил директор Московского городского Фонда обязательного медицинского страхования Владимир Зеленский.
Вопросы к медикам, естественно, тоже появились. Зачем делать из людей мнимых больных? С прошлого года в Москве действует система так называемого подушевого финансирования. То есть врачам платят не за каждое измерение давления или за кардиограмму. Деньги выделяются по количеству приписанных к поликлинике граждан: здоровых, больных. Приписки бессмысленны.
"Я думаю, что это некий толчок и к медикам, что надо перестать себя вести, как в застольные годы и не придумывать себе работу, чтобы обосновать свою нужность. Эти приписки максимум говорят о том, что медучреждение боится сказать, что денег у него много, и пытается оправдать себя своей работой", - сказал президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Это уже оценка страховщиков. Их, конечно, тоже упрекают в недостаточном контроле над взаимодействием пациент-врач в поле обязательного медстрахования. Но по закону страховые компании имеют право проверять лишь десять процентов страховых случаев. В происходящем сейчас они видят скорее плюс.
"Информация и понимание, как работает система, как надо реагировать на те случаи, которые вызывают вопросы — это тоже существенная вещь. Ведь любая проблема, которая возникает при получении медпомощи, гражданина настроит на то, чтобы он взял трубку и позвонил в страховую компанию, к которой он прикреплен, для того, чтобы решить ту проблему, которая у него возникает", - отметил президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Массовые врачебные приписки пока зафиксированы только в Москве, потому что только здесь пока доступна услуга "Личный кабинет". В Фонд обязательного медстрахования москвичам настоятельно рекомендует зарегистрироваться и проверить данные о себе.
"Одним из главных приоритетов для Департамента здравоохранения в последнее время является деятельность, направленная на то, чтобы работа наших медицинских организаций была абсолютно прозрачной, понятной, предсказуемой для граждан, для москвичей. Поэтому мы рассчитываем на то, что москвичи будут участвовать в формировании некой повестки дня - что нам нужно делать в поликлиниках, в больницах", - отметил руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
Жители других регионов могут просто записаться на приём, узнать у врача, что там в карточке — записи или приписки.