Бизнесмен Амиран Георгадзе расстрелял четверых и застрелился сам
Полное затмение - 5-я жертва в деле красногорского стрелка - он сам. Застрелился в дачном домике одного из подмосковных поселков. И это - финал трагедии, начавшейся в понедельник.
Бизнесмен Амиран Георгадзе расстрелял четверых - двух чиновников, случайного прохожего и бизнес-партнера. Все произошло среди бела дня, в крупном городе - Красногорске, первые два убийства - в здании мэрии, куда он заходил, открывая дверь ногой. Его знали, уважали и побаивались, поэтому никто и не попытался остановить. Ни когда начался скандал, ни когда его водитель пронес в здание сумку с оружием. И понятно, что все происшедшее - вовсе не бытовое убийство. И понятно, что и палач, и три из четырех жертв были не просто знакомы, а много лет дружили. И понятно, что речь шла о деньгах - и деньгах очень больших.
Сейчас следователи говорят, что Георгадзе был в состоянии аффекта из-за проблем в бизнесе. И, вероятно, эта версия многим удобна - списать все на временное помутнение рассудка, на депрессию.
Следователи обещают провести посмертную психиатрическую экспертизу Георгадзе, базируясь на рассказах его близких и переписке. В поисках ответа - что это было.
Глава администрации Красногорска - перед опечатанной дверью кабинета своего первого заместителя. Убитого Амираном Георгадзе. Он впервые показывает журналистам место, где и начиналась эта трагическая история. До этого вход сюда для посторонних был закрыт.
"Следственные действия продолжаются, следователи приходят, бумаги смотрят, опечатали кабинет, - говорит глава Красногорского муниципального района Борис Рассказов. - Многие говорят, что он хотел главу убить. Секретарь однозначно сказала, что он не требовал никакой встречи со мной. Да и, в общем-то, его поведение, как мне рассказывали девчата, на первых порах не отличалось никакой агрессивностью. Произошло что-то во время разговора, я понял".
Что произошло во время разговора в обеденный перерыв между чиновником и предпринимателем, точно не знает никто. Секретарь лишь услышала непонятный шум, открыла дверь и увидела, как Георгадзе бьет Юрия Караулова пистолетом. Взяв секретаря на прицел, бизнесмен потребовал позвать директора "Красногорских электросетей" Георгия Котляренко. В кабинет вошел и охранник Георгадзе с большой сумкой. В ней, как выяснилось позже, лежал карабин "Сайга", наручники и скотч. Охраннику было приказано снимать все происходящее на телефон. После этого Амиран Георгадзе начал стрелять. Из пистолетов. С двух рук.
Телефон оперативники найдут позже в летнем домике в деревне Тимошкино, где на стареньком диване с двумя пистолетами в руках и пулевым отверстием в голове будет найден Георгадзе. Судя имеющимся кадрам, карты памяти с видеофайлами в телефоне нет. Неизвестно, забрали ли ее оперативники, или уничтожил сам убийца. В этой истории, на самом деле, многое неизвестно.
Зачем, например, в кабинет был вызван начальник "Красногорских электросетей". И почему он, вообще, пришел по вызову человека, которому подчиняться не должен? Как получилось, что несмотря на стрельбу никто так и не попытался остановить убийцу и он совершенно спокойно, после расстрела чиновников, ушел из здания? Глава администрации Красногорска говорит, что никаких личных коммерческих отношений с Георгадзе не имел.
"Я не скрываю, я тоже был допрошен по этому поводу. Я сказал, я готов пройти и на полиграфе, если есть какие-то вопросы, потому что мне скрывать нечего, честно говоря", - отмечает Борис Рассказов.
Не скрывает глава Красногорска и то, что был хорошо знаком и даже дружен с Георгадзе. Он и сейчас, после всего случившегося, называет его не иначе как по имени-отчеству - Амиран Георгиевич.
"У Амирана Георгиевича долги были, но не связанные с "Электросетью". Он мне об этом говорил. Я видел, что с ним что-то не то происходит, в те короткие встречи, что были. Эта встреча была где-то месяца полтора-два назад", - говорит Борис Рассказов.
Эта запутанная история, где убитый Юрий Караулов и убийца Амиран Георгадзе вместе патронировали городскую волейбольную команду, а у их сыновей был совместный бизнес, показательна как раз взаимоотношениями всех ее участников.
"Он и себе жизнь испортил, и всем тут испортил жизнь", - считает Борис Рассказов.
При этом Борис Рассказов искренне не верит в то, что Георгадзе хотел убить и его. Даже несмотря на то, что сразу после бойни в городской администрации, почему-то поехал не прятаться от полиции, а прямиком к дому Рассказова. От которого до того места, где был найден мертвым уже сам убийца, всего около 400 метров. А ведь именно у дома Красногорского главы Георгадзе убил случайного свидетеля. Проезжавшего мимо на скутере 52-летнего Константина Смыслова.
"Георгадзе сидел на обочине, скрючился, а он добрый такой парень, остановился около него, говорит: Вам плохо? Может, помощь нужна? А он выстрелил в него. Сначала в грудь, потом в лоб", - рассказывает тётя убитого.
В тот день он убил еще и своего компаньона по бизнесу Тристана Закаидзе, в собственном доме. По некоторым данным, общая сумма, которую Георгадзе, владевший двумя десятками различных компаний, задолжал банкам, могла приближаться к 50 миллионам долларов. Впрочем, следствие никаких комментариев на эту тему не дает. Но, судя по документам, которые есть в открытом доступе, Георгадзе в последнее время избавлялся от своих активов. Часть его фирм находится или в процессе реорганизации, или, как это произошло с последним его крупным проектом - строительством элитного поселка "Грин Таун" у Новорижского шоссе, – готовятся к продаже. В администрации Красногорска, при этом уверяют, что не понимают, почему Георгадзе никак не начинал уже разрешенное строительство.
"Ему был зеленый свет: дальше строй. Но он по каким-то причинам не строил. Я думаю, что он искал покупателя на этот проект. Потому что, если сопоставить все эти данные, ему нужны были деньги, ему нужно было гасить кредиты. Я же не знаю, может, он у кого-то еще брал кредиты", - говорит Борис Рассказов.
Неизвестные, у которых Георгадзе мог взят в долг помимо банков, - более чем прозрачный намек на его криминальные связи, но это не объясняет, зачем он пришел тогда разбираться к чиновникам из администрации города. Впрочем, наследники Георгадзе, в частности его сын, отрицают и долги своего отца, и связь его с криминалом.
"Он не бандит, он не вор в законе, как пишут, он всегда общался и с большими людьми, и с администрацией. Он себя создал сам за свои годы жизни, 35 или 36 лет он живет здесь, и служил в армии здесь, и работал и официантом, и барменом, и зажигалки продавал, и водителем работал, и потом уже пошло, пошло, пошло", - рассказывает сын Амирана Георгадзе Нодарий Георгадзе.
Несколько иную картину жизни Амирана Георгадзе рисует работавший в начале 2000-х в уголовном розыске Московской области, ныне подполковник полиции в отставке Игорь Нестеренко.
"Амиран Георгадзе известен компетентным органам достаточно давно, еще с 90-х. Этот человек начал с того, что начал торговать паленой водкой в Красногорском районе. Это ему неплохо удалось, потому что практически не было серьезного противодействия. И именно поэтому ему удались те мероприятия, которые он проводил. Он договорился, насколько я помню, с вором в законе по кличке Борщ, и они разделили Красногорск. И после этого Георгадзе решил вкладывать свои деньги в людей, этим же объясняется его дружба со многими людьми, в том числе и в Красногорском районе. Вы можете представить, что человек с таким опытом криминальным и более того, далеко неглупый, рассказал бы, если бы сидел у следователя на допросе? Вы только вдумайтесь! Рассказы про мафию итальянскую были бы просто детскими шалостями", - говорит Игорь Нестеренко.
Закрывать уголовное дело в связи с гибелью главного подозреваемого никто не намерен. Слишком много осталось открытых вопросов: зачем Георгадзе заставлял снимать убийства на телефон? Почему он оставил в живых свидетелей, отпустил своего охранника, который в конечном итоге явился в полицию и был задержан как соучастник, но хладнокровно расстрелял случайного человека? И наконец, самый главный вопрос - как глава большого семейства и успешный бизнесмен превратился в хладнокровного убийцу? Следствие продолжается.