Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
13 октября 2015, 21:01

В Москве представлена реконструкция гибели малайзийского «Боинга»

Самое обсуждаемое сегодня - это результаты работы экспертов, изучавших катастрофу малайзийского "Боинга". В субботу будет год и три месяца, как под Донецком погибли 298 человек - пассажиры и экипаж рейса "Амстердам - Куала-Лумпур". Доклады о причинах трагедии представлены в Нидерландах и в России. Масштабную реконструкцию провёл оружейный концерн "Алмаз-Антей". Там, по сути, воссоздали зону поражения от зенитной ракеты, попавшей в лайнер, и подтвердили данные о том, откуда был произведён пуск.

Взрыв реальной ракеты зенитного комплекса "Бук" - у реального пассажирского самолета. Не макет и не математическая модель, которую специалисты концерна "Алмаз-Антей" продемонстрировали всем еще в июне. Если быть максимально точным, был проведен не один, а два натурных эксперимента. Сначала подорвали только боеголовку - небольшой цилиндр, внутри которого взрывчатое вещество и поражающие элементы. Ее подрыв, позволил максимально точно определить направление разлета осколков.

"Данные по этому эксперименту в начале августа были переданы нами голландской комиссии. Однако ввиду того, что по нашей информации, эти материалы не были приняты во внимание, концерн принял решение о проведении второго, более масштабного натурного эксперимента", - говорит гендиректор "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Для этого концерн и закупил списанный авиалайнер Ил-86, по своим размерам и параметрам, включая толщину, обшивки, перегородок и шпангоутов - ребер жесткости самолета, аналогичный Боингу-777, сбитому над территорией Украины.

"Эксперимент состоялся 7 октября этого года. Условия его проведения были идентичны выводам, представленным в проекте итогового отчета голландской комиссии. То есть, ракета была взята 9М-38М1 с "двутаврами" и стрельба из района населенного пункта Снежное", - отмечает Ян Новиков.

Снежное - это населенный пункт, в момент трагедии контролировавшийся ополчением Донецкой народной республики. То, что залп был, якобы, произведен оттуда, на Западе стали утверждать сразу же после катастрофы. Но сразу два натурных эксперимента, проведенных концерном "Алмаз-Антей" - и подрыв только боеголовки, и подрыв всей ракеты, - полностью это опровергает. Если "Боинг" был сбит ракетой комплекса "Бук", то она просто не могла бы прилететь из Снежного. Иначе бы поражения от осколков у самолета были не слева, а справа.

"Разлетающиеся вектора - это трассы всех осколков. Мы сделали их специально таким образом для того, чтобы можно было видеть наглядно углы входа поражающих элементов", - поясняет советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

Таковы конструктивные особенности ракеты. Их, кстати, в интересах следствия, и это беспрецедентный шаг, российские специалисты рассекретили.

"Мишень, имитирующая левый двигатель, не получила ни одной пробоины, то есть при подходе ракеты со стороны, на встречном курсе со стороны Снежного, двигатель не мог пострадать. Это подтвердило наше компьютерное моделирование. Поражающие элементы, если бы ракета подлетела на встречном курсе, должны были пробить правый борт", - говорит Михаил Малышевский.

Но у малазийского "Боинга" оказалась повреждена только левая сторона. Кабина, двигатель, крыло и часть хвостового оперения. При этом справа кабина повреждений практически не получила. Целыми остались даже стекла.

"Сегодня мы можем однозначно сказать, что если "Боинг-777" Малазийских авиалиний был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук", то поразила его ракета 9М-38 со стороны населенного пункта Зарощенское", - говорит Ян Новиков.

Село Зарощенское тогда контролировали украинские военные. К тому же, специалисты концерна  утверждают: ракета 9М-38М1, о которой говорит голландская комиссия, и 9М-38, о которой говорит гендиректор "Алмаз-Антея", - это две совершенно разные модели. Точнее, поражающие элементы в них существенно отличаются. В одной это параллелепипеды, в другой, более современной – "двутавры", или "бабочки", как их называют специалисты. На фюзеляже "Боинга" характерных пробоин нет. Большая часть и них прямоугольной формы. Но, самое главное - около 500 таких устаревших ракет, с прямоугольными поражающими элементами до сих пор стоит на вооружении украинской армии.

"Последняя ракета такого типа была выпущена в Советском Союзе в 1986 году. Решением генерального конструктора ракеты окончательный и безопасный срок эксплуатации данного типа ракет с учетом всех продлений был определен в 25 лет - у нас есть протоколы по этому поводу - после чего их использование было запрещено, и ракеты были сняты с вооружения российской армии", - отмечает Ян Новиков.

Специалисты концерна "Алмаз-Антей" особо подчеркивали, что во время своего расследования не пользовались никакими материалами из интернета. Чего нельзя сказать о голландской комиссии. К тому же при подрыве ракеты была учтена и ее скорость, и скорость самолета, и даже то, сколько времени проработал ракетный двигатель до взрыва. Скрупулезность, с которой подошел "Алмаз-Антей" к проведению этого исследования, объясняется просто. Концерн - коммерческая структура - попал под западные санкции как раз в связи с трагическими событиями в небе над Украиной. Санкции считают в концерне неправомерными и говорят о том, что собрали достаточно доказательств, для того, чтобы отстаивать свою точку зрения в международном суде.

И сегодня же свой доклад представил Совет безопасности Нидерландов. Суть такова: иностранные эксперты настаивают, что "Боинг" был сбит из комплекса "Бук" ракетой более современной модификации, чем та, о которой сказано в отчете концерна "Алмаз-Антей". Разночтения и в том, как летел боеприпас.

"Рейс МН17 разбился в результате взрвыва боеголовки слева над кабиной пилота. В результате взрыва передняя часть самолета была оторвана. Самолет развалился в воздухе. Невозможно определить точную позицию и угол запуска ракеты, а также ее скорость и обстоятельства на месте в тот момент. Ракета была выпущена с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины", - заявил председатель Совета безопасности Нидерландов Тьиббе Йустра.

Составители доклада отметили, что ракета летела почти встречным курсом - но тут есть разночтения с тем, что прозвучало сегодня в Москве. Наши оружейники впервые обнародовали особенность "Бука" - боеприпас, летящий навстречу, не может поразить левый борт.

Ещё вывод международной комиссии - воздушное пространство над востоком Украины вообще должно было быть закрыто ещё до трагедии. Но авиационные власти в Киеве не смогли адекватно оценить риски для гражданских самолётов - в итоге десятки компаний, чьи лайнеры летали над зоной конфликта, не были в курсе опасности, сказано в голландском докладе. Как мы уже слышали, не названо точное место пуска - тоже в отличие от материалов, представленных сегодня в Москве. Такой подход сегодня замминистра иностранных дел России Сергей Рябков назвал попыткой (цитата по сообщению ТАСС), сделать предвзятый вывод, по сути дела, выполнить Политический заказ. И сегодня же, вечером, в МИД дали развёрнутый комментарий - по словам официального представителя ведомства Марии Захаровой, российским экспертам ещё только предстоит изучить подготовленный в Нидерландах документ. Но некоторые вопросы, поставленные давно, не сняты - это видно уже сейчас, отметила Захарова.

"Не можем не отметить, что так и остались без ответа наши требования о том, чтобы украинская сторона предоставила международному сообществу запись переговоров военных авиадиспетчеров, а также информацию по уже подтвержденной активности собственных войск ПВО в данном районе, - сказала Мария Захарова. - Мы также обращали внимание на странность того, что внезапно, через год после начала расследования, появилась информация об обнаружении обломков ракеты, якобы вызвавшей разрушение самолета, и о направлении в район катастрофы новой экспедиции нидерландских экспертов для сбора оставшихся на земле фрагментов самолета, и это при том, что задолго до этого говорилось, что практически все обломки лайнера собраны".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей