На Украине подводят итоги первого года правления президента Петра Порошенко
Год прошел с момента избрания Петра Порошенко президентом Украины. Официально итоги не подводили, но косвенно все, к чему за год пришли - в заголовках новостей недели. В Днепропетровск привезли останки "киборгов" из Донецкого аэропорта, Коломойский собирается отсудить у государства 9 миллиардов гривен за "Укрнафта", объявленный в розыск в Грузии Саакашвили будет руководить Одесской областью, на выплаты по госдолгу решили наложить мораторий. То есть, война, обрушившаяся экономика, разборки олигархов и кадровый кризис.
Кто виноват - на неделе Порошенко обозначил: конечно, Россия, которая хочет завоевать всю Украину. Под эти страшилки пытаются занять денег - якобы за звание форпоста на пути России в Европу. Но украинско-европейский роман с обещаниями явно заканчивается. Берлин и Париж настойчиво требуют предъявить результаты реформ, обещанных в Минске, иначе денег взаймы давать не хотят.
Уже давно отгорели покрышки на Майдане, уже год в стране новый президент, и все это время украинцы живут в ожидании перемен к лучшему. Киевский таксист Николай Гаргаун верил: еще чуть-чуть, и жизнь наладится.
"Ожидали, чтобы на такси ездили богатые клиенты, чтобы было повышение зарплаты, но оно не произошло", - говорит он.
Пенсионеры надеялись, что в новом почти европейском государстве о них не забудут, а менеджер строительной фирмы Дмитрий Шатров совсем не рассчитывал на то, что его зарплата за год уменьшится вдвое, а вот коррупция, вопреки обещаниям, никуда не денется, скорее наоборот.
"Рассказывали, что власть Януковича ворует очень много денег. Если Янукович перестал воровать деньги, то кто их ворует сейчас? У меня вопрос по этому поводу. И если их никто не ворует, то где эти деньги?" - интересуется он.
Вопросов с каждым днем становится все больше, как и попыток понять, что же опять пошло не так.
"Самая большая у нас ошибка - это война в Донецке. Потому что можно было как-то с дипломатической точки зрения этого избежать. Но это не было сделано. А позже уже тогда по минским встречам уже стараются что-то исправить, отводят технику тяжелую. Но пока не получается", - говорит водитель такси Николай.
А ведь исправить эту трагическую ошибку, стоившую жизней тысячам украинцев, еще прошлым летом обещал президент. "С чем я, как Президент, приеду к вам в самое ближайшее время? С миром!" - говорил он в одном из своих выступлений.
С тех пор прошел почти год, а люди на юго-востоке страны продолжают погибать. За это время было много других невыполненных обещаний. Но подводя итоги своего первого года у власти, Порошенко продолжает обещать.
"Мы вернем себе Крым и Донбасс - Донбасс быстрее, Крым немного позже - но вернем тогда, когда будем успешными. Когда украинцы будут ездить без виз за границу, когда заработная плата в Украине будет вдвое больше, чем в Крыму, когда работа в Украине будет, а в Крыму не будет. Когда… Когда… Когда", - говорил он.
Это трижды произнесенное слово "когда" выглядит каким-то прорывом из глубин президентского подсознания. Как будто Порошенко давно уже знает ответ на вопрос, когда же, наконец, все это случится.
"Порошенко в тот момент, когда он говорит – "мы вернем себе Донбасс и Крым, когда станем успешной страной, когда станем успешным государственным проектом, сольемся с Европой" - то есть, никогда. Ни-ко-гда. Вот это надо точно понимать. Понимаете, когда заздравные тосты, в каждом из них есть похоронное известие. И вот это было в этот раз", - говорит главный редактор "Радио "Говорит Москва" Сергей Доренко.
Надежды миллионов украинцев на скорое присоединение к большой европейской семье тоже оказались похороненными под толстым слоем обещаний. Саммит "Восточного партнерства" в Риге, от которого вся страна ждала почему-то отмены виз и ясной перспективы вступления в Евросоюз, стал лишь очередным провалом украинского президента. А европейские лидеры даже не потрудились поискать обычно принятые в таких случаях дипломатические формулировки отказа.
"Восточное партнерство" - это не инструмент расширения ЕС, а средство для сближения с Евросоюзом. На этой основе будут строиться наши переговоры", - заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Даже "священная корова" Майдана - соглашение об ассоциации с Евросоюзом, подписанное президентом Порошенко вместо свергнутого Януковича, как выяснилось, никак не приближает светлое европейское будущее Украины, несмотря на разговоры о том, что на пути украинских товаров теперь нет таможенных барьеров.
"Кроме барьеров таможенных есть технические регламенты, и почти никакая продукция украинская под эти техрегламенты не подходит. В принципе, для того, чтобы что-то поставлять в Европу, надо всю промышленность украинскую закопать, уничтожить, и создать какую-то новую промышленность, которая будет соответствовать техрегламентам Европы. Это фантазия огромных размеров. Этого никогда не будет, и никто таких денег, инвестиций Украине на это никогда не даст", - полагает политолог Дмитрий Куликов.
В поисках денег украинское правительство готово бежать с протянутой рукой по всему миру. Премьер-министр Яценюк призывает инвестировать в энергетику страны, но никто не торопится. Ведь даже Международный валютный фонд кредиты дает с условием проведения реформ. Их воплощение на Украине экономисты называют пустой формальностью.
"Классический пример. Для борьбы с коррупцией сделали Антикоррупционный комитет. Все прекрасно понимают, что он работать не будет так, как требуется. Но хотели сделать — держите. Боремся с коррупцией — боремся. Что вы еще хотите? Вот в основном так все реформы строятся. Они говорят — надо сделать это. Держите. То, что оно не работает — а, ничего страшного. Зато ж выполнили", - говорит экономист, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Апофеозом антикоррупционной борьбы на Украине, видимо, стало назначение бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором Одесской области. Никого при этом не смутил тот факт, что на родине его как раз обвиняют в коррупции - завели четыре уголовных дела и объявили в розыск. Впрочем, многое становится ясно, когда президент, представляя нового главу региона, прямо говорит о том, каких результатов ждет. Апрельские протесты шахтеров в Киеве, требовавших погашения долгов по зарплате, видимо, настолько впечатлили главу государства, что повторения таких митингов он старается не допустить любыми средствами.
"Не будет проплаченных псевдошахтерских митингов, не будет за бесценок или даром "прихватизировано" государственное имущество, будут порядок и дисциплина", - заявил Порошенко.
Как Михаил Саакашвили умеет наводить порядок, все узнали еще в 2011 году, когда по его приказу грузинская полиция разогнала митинг оппозиции, мешавший проведению военного парада. Ранения тогда получили десятки людей. А президент Саакашвили уже утром с удовольствием осматривал технику.
Как известно, президент Порошенко тоже любит все военное и даже лично с кобурой на бедре приезжал в аэропорт встречать американские бронемашины. Оба политика, мягко говоря, склонны к военным авантюрам - в итоге одинаково провальным. Политологи теперь говорят - Сакашвили стал новым оружием в руках Порошенко в противостоянии с олигархом Игорем Коломойским.
"Прежде всего, это продолжение войны с Коломойским. Одесская область зачищена от его ставленников. При этом видно, что Яценюк и Порошенко не могут договориться друг с другом уже ни о чем. И они не могут поставить человека ни одного, ни другого. Приходится назначать ставленника их общих американских хозяев, и неважно, что он гастарбайтер, да ещё и уголовник при этом", - комментирует ситуацию политолог Михаил Делягин.
До последнего момента одесскую администрацию возглавлял Игорь Палица, человек Коломойского. Сам олигарх сначала лишился кресла губернатора Днепропетровской области, а стараниями украинского правительства вот-вот окончательно потеряет влияние на нефтяную компанию "Укрнафта", хоть и заявил, что готовит иск против кабинета министров на пять миллиардов долларов. Так что эта война, похоже, близится к финалу. Саакашвили же никакой опасности для президента явно не представляет. Украина в каком-то смысле спасает его от уголовного преследования на родине - теперь у него украинское гражданство, и это лишний повод не выдавать своего подданного властям Грузии, если они вдруг когда-нибудь попросят. Кстати, грузинского гражданства по закону, подписанному в своё время самим же Саакашвили, он теперь автоматически лишился.
Креативная Одесса встретила нового губернатора красными галстуками, памятуя о гастрономических пристрастиях Михаила Саакашвили. А он пообещал избавить город от всех проблем, копившихся годами. Вот только одесситы почему-то не обрадовались.
"Что у нас, мало одесситов умных, образованных, почему Саакашвили? А чего ждать? Да я не знаю вообще чего ждать в городе и стране", - говорят они.
Вопрос лишь в том, хватит ли на обещанное избавление от проблем природного одесского чувства юмора. С другой стороны, хватает же чувства юмора у организаторов акции у стен кабмина в Киеве, где обреченные люди огораживают участок под кладбище, пытаясь обратить внимание правительства на то, что лекарства для ВИЧ-инфицированных в стране закончатся меньше, чем через три недели. А купить их государство в пылу борьбы за европейские ценности почему-то забыло.
"Мы не можем купить их в аптеке, мы даже их на черном рынке не можем купить. Люди должны выезжать из Украины и искать возможность получения медикаментов за рубежом. Ни у кого таких шансов нет в Украине выжить", - говорит глава благотворительной организации "Пациенты Украины" Дмитрий Шерембей.
Таких проблем за всю, пусть и короткую, историю украинской государственности здесь не было. Как не было ни почти полного развала экономики, ни, тем более, войны. И даже традиция обвинять во всех бедах Россию почему-то не спасает.
"Вот сейчас май заканчивается, уже все, маю конец, июнь начинается. А они уже три месяца назад выбрали бы нового президента, если бы не устроили переворот. Поразительная история. А ты им когда говоришь, ребята, а вы понимаете, что вы в начале весны перевыбирали бы Януковича, уже бы избрали другого человека, может быть, Тимошенко, Порошенко, бог весть и так далее. Мирно, изысканно, красиво, со всеми документами, с Евросоюзом подписанными, со всеми документами, с Россией подписанными, с учетом всех интересов, аккуратно, грамотно, с неразрушенной промышленностью, без войны. Они, такие, смотрят на меня и говорят: "Ну-ну". А что ну, что ну?" - недоумевает журналист Сергей Доренко.
Теперь, похоже, только и остается пожимать плечами, пытаясь ответить на вопрос, за такое ли будущее в Киеве стоял Майдан. Или когда хоть какие-нибудь обещания будут выполнены? Обещанного, говорят, три года ждут, но хватит ли терпения? Первый год уже прошел.