Психологи бьют тревогу: у современных детей нет свободного времени
Школьные годы чудесные - по всей стране на неделе звучали вальсы, выпускники носили на плече первоклассниц, учителя плакали, родители рыдали - последний звонок. Уроки закончились, а школьные страдания - нет, впереди выпускные экзамены. Но пока выпускники ностальгически вспоминают, как прожиты годы. Уроки, секции, репетиторы, кружки, - конечно, все - на благо, все в копилку знаний.
Казаки-разбойнки, качели, пение под гитару вдруг исчезло из очень загруженного детства, проведенного в подготовках к экзаменам. Куда делось свободное время? Ведь экзамены сдавали во все времена.
В семье Катерины Соседовой вся жизнь строится вокруг двух маленьких человечков: Тани и Моти. А у них дел больше, чем у взрослых. Малыш Мотя ходит на уроки рисования, в секцию строительства из конструктора, посещает развивающие занятия в садике. Таня тоже с раннего детства занимается в кружках и теперь уже виден результат: целая стопка грамот, дипломов и сертификатов.
Дети - это смысл жизни, гордость и капитал, вернее, инвестиция в будущее.
"Детей достаточно много, я думаю, это наше будущее в спорте. Дворцы молодежи работают на полную загрузку. Открываются новые секции. А в это время дворы пустуют", - отмечает генеральный директор Дворца детского и юношеского творчества Валентина Шульгина.
Папы мальчиков признаются, что в свое время гоняли мяч по двору, и дурака тоже валяли с удовольствием. Но своим детям, они желают только самого лучшего.
"Современное детство отличается от того, что было, скажем, 50 лет назад, тем, что исчезает дворовая культура. И это значит, что дети сами себя с трудом занимают. Сейчас появилось, как это называют, ценность раннего развития. Кажется, что если не успел чего-нибудь в детстве ребенку дать, пихнуть в клювик, то он уже не получил чего-то", - поясняет профессор Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской группы "Современное детство" ВШЭ Катерина Поливанова.
Мысль о том, что "хорошая мама" обязательно должна развивать ребенка, поддерживается рынком и рекламой.
Гонка за талантами начинается в грудном возрасте. Малыши бьют рекорды, родители гордятся собой, в том числе. Организованное детство становится нормой общества.
"Мода на раннее развитие - это скорее занятость родителей. Есть данные, что до 10 лет, например, интеллектуальный вброс держится, в 10 лет они выравниваются – те, которые ходили и не ходили, то есть объективных данных нет", - отмечает Катерина Поливанова.
Учеников обычной школы на окраине Москвы попросили отметить на карте района места, где эти дети часто бывают.
"Если мы посмотрим по картам внимательно, то мы можем увидеть - в основном это конкретные места, то есть, где находится организация - музыкальная школа, спортивная школа и так далее", - поясняет замдиректора по научно-методической работе ГБОУ СОШ №777 Михаил Лебедев.
Оказывается, что свободное время детей проходит в специальных учреждениях и организовано взрослыми. Даже в футбол старшеклассники ходят играть на закрытый школьный двор. Только один ученик 10-го класса признался нам, что самостоятельно гуляет без конкретной цели. Поход в супермаркет по нынешним временам - смелый, рискованный поступок.
Под строгим родительским надзором дети растут не только в современной России. Например, в Европе мода на "организованное детство" появилась еще раньше. Профессор Кристоф Вульф - один из самых известных педагогов Германии, уверен, что у такого воспитания будут печальные последствия.
"Эта тенденция касается особенно представителей среднего класса, которые планируют жизнь детей до мелочей. Однако есть различие между тем, как взрослые представляют себе игры для детей, и как видят дети. А чтобы ребенок начал сам придумывать, сам заниматься творчеством, его надо просто оставить в покое, дать ему пространство и время побыть наедине с собой", - считает профессор педагогики и антропологии Свободного университета Берлина Кристоф Вульф.
В одной из гимназий Ульяновска психолог провела небольшой эксперимент: попросила старшеклассников всего 10 минут молчать и развлекать себя только своими мыслями.
"Поначалу было такое смятение, что тут происходит и почему мы молчим. Обычно я отдыхаю вместе с друзьями, веселясь", - признается школьник.
"Минут 10, но такое ощущение, как будто проспала два часа. Прямо вот такое облегчение. Обычно такого не бывает. Все время бежишь куда-то, торопишься", - рассказывает девушка.
Эти 10 минут старшеклассникам дались непросто. Оказалось, что наедине с собой подростки обычно не остаются, а если и выдается пауза — в кармане всегда есть телефон. Психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова пошла дальше и провела похожий восьмичасовой эксперимент.
"Эксперимент заключался в том, что ребенок 8 часов должен был находиться сам с собой. Ему были запрещены все электронные приборы и общение. А все остальные занятия были разрешены, то есть можно было лепить, рисовать, читать, музицировать. И вот из этих 68 подростков только трое довели эксперимент до конца. Все остальные эксперименты прервали. Меня это испугало", - рассказывает семейный психолог, писатель Екатерина Мурашова.
Оказалось, что 8 часов без общения - это настоящая пытка. Восемь часов наедине со своими мыслями — оказалось, что детям не только скучно, но и страшно, а некоторым просто невыносимо.
"Родители должны создавать детям периоды наедине с собой, то есть они должны давать им эту возможность. И это время должно быть не в гаджете, а где-то еще", - считает Екатерина Мурашова.
Полина Горемыкина годами успешно занималась живописью, с пяти лет танцевала в ансамбле "Счастливое детство" и старалась быть лучшей. Только мама не понимала, почему девочка стала часто болеть.
"Она постоянно плакала, у нее началась депрессия. Нам даже приходилось в какие-то периоды пить успокоительные", - рассказывает мама Полины Алина Горемыкина.
И только сейчас, в 13 лет, Полина решилась сказать маме правду о своей артистической карьере в ансамбле "Счастливое детство".
"Мне было очень тяжело. Я постоянно хотела спать. Потому что я после школы бежала, например, по четвергам сначала в художку, потом на танцы. А после этого я приходила в 9 часов вечера, и мне надо было успеть сделать уроки. И я ложилась очень поздно", - рассказывает Полина Горемыкина.
Эти слова ранили маме сердце и заставили по-новому взглянуть на то, что взрослые принимали за "счастливое детство". Теперь в художественную школу Полина больше не ходит. А занятия танцами продолжаются, но не ради результата и медалей на соревнованиях.