Конституционный суд России вступился за права владельцев похищенных машин
Конституционный суд в Петербурге сегодня устранил разночтения в законе, до сих пор создававшие массу проблем автомобилистам, если у них угоняли машину. Некоторые воры оправдывались, что машину якобы они взяли, чтобы покататься. Теперь такой юридической лазейки не будет.
Старенькую российскую "классику" астраханец Владимир Кряжев купил, чтобы научиться водить. Но получилось не только самому начать трогаться с места - двинуть с мёртвой точки целую проблему. Его машину угнали ночью. Злоумышленников быстро нашли, но "Жигулей" нет до сих пор.
"Они объяснили это так: "Мы взяли автомобиль покататься. Поставили его в другом районе города, на берегу реки Волга, и рядом легли спать. Утром проснулись – опять хотели прокатиться, автомобиля нет. Кража совершена другими лицами, соответственно спрашивайте у других", - рассказывает потерпевший Владимир Кряжев.
Этих других ищут до сих пор. А денег кроме половины добровольно выплаченной компенсации с угонщиков Владимир так и не получил. Суды квалифицировали их действия как "завладение машиной без цели хищения", ведь российский уголовный кодекс до сих пор разграничивает кражу имущества и банальный угон.
Известная криминальная схема, когда уезжают на автомобиле одни, дальше за дело берутся сообщники – и так несколько этапов. Похитителей, даже если и поймают, вряд ли смогут доказать, что машину угнали, чтобы продать или разобрать на запчасти. И денег за исчезнувшую легковушку, если она, конечно, не застрахована, владелец получить не сможет.
Подобное применение статей Уголовного кодекса не соответствует главному закону страны, решили судьи Конституционного суда.
"Лицо, угнавшее автомобиль, лишает собственника автомобиля возможности его должным образом охранять. Следовательно, ответственность должна лежать на угонщике до тех пор, пока автомобиль либо не возвращен, либо, по крайней мере, не найден тот, кто украл автомобиль в свою очередь у угонщика", - заявил судья Конституционного суда РФ Сергей Казанцев.
Другими словами, "просто покататься" на чужой машине по-прежнему, конечно, можно - только дорого. Деньги за пропавший авто владелец теперь вправе требовать с угонщика. Прописать ответственность в российском законодательстве теперь должны парламентарии. Сегодня за завладение чужим транспортом злоумышленнику грозит небольшой штраф или исправительные работы. До реальных сроков (а это максимум 5 лет) дело доходит редко. Только в Петербурге, например, за прошлый год было угнано 6,5 тысяч машин. При этом раскрыть удалось не больше 200 случаев.
"У нас получается, что человек, который украл шапку или телефон, несет гораздо большую ответственность, чем тот, кто присвоил дорогую иномарку. Было бы справедливым приравнять ответственность за хищение к банальной краже", - считает член Координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов, правозащитник Александр Холодов.
Теперь дело Владимира Кряжева подлежит пересмотру. Стоимость потрепанной "шестёрки" через суд можно взыскать с осуждённых. Сам автомобилист уже купил себе новую машину, а компенсации теперь хватит, пожалуй, чтобы купить надёжную охранную систему.