Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 октября 2014, 22:59

Знаменитый режиссер Оливер Стоун рассказал о своем новом историческом документальном фильме

Сразу в нескольких странах был представлен новый проект знаменитого голливудского бунтаря Оливера Стоуна. Учебник истории и 12-серийный документальный фильм – "История, не рассказанная Америке".

Тот самый Стоун, который воевал за американские ценности во Вьетнаме и вернулся с двумя ранениями и орденом Пурпурное сердце. Тот самый Стоун, которого сегодня называют диссидентом Голливуда за то, что все его фильмы - это рассказы не о той Америке хороших парней, к которой привыкли, они о другой стороне глянцевой обложки. "Взвод", "Сальвадор", "Рожденный 4 июля", "Прирожденные убийцы". При этом три "Оскара" за эти фильмы явно означают, что к мнению Стоуна прислушиваются.

По словам Стоуна, новые 12 серий - самый сложный и самый глубокий труд его жизни. Он - о том, что корни происходящего с Америкой, с американцами, и, как следствие, с миром, в том, что кто-то плохо учил историю. Или кому-то преподавали ее, превращая в диснеевский мультик.

Журналисты Первого канала встретились с режиссером, который фильм за фильмом уверяет и объясняет американцам и всему миру - на чужом несчастье своего счастья не построишь. И эта уверенность в нем тверда, как камень, что полностью соответствует его фамилии - Стоун. Оливер Стоун.

ВОПРОС: "Вы сделали этот документальный цикл, чтобы рассказать всему миру и американцам о нерассказанных страницах американской истории. Для чего вы это делаете?"

Оливер Стоун: "В 50-60-е годы, когда я учил историю, она была крайне поверхностной. У меня трое детей. И то, что они учили в 80-е, 90-е, 2000-е — это все тоже очень поверхностно. Многое рассказывалось правильно, или близко к правильному в мое время. Но еще больше было выкинуто из истории. Это как посмотреть сверху на камень, но не заглянуть под него. Сейчас Америка историей практически не интересуется. К примеру, Америка не знает реальной истории Второй Мировой. Я думаю, у вас в России изучается версия, которая более точная и верная, о том, что Советский Союз внес огромный вклад в победу союзников над нацистской военной машиной.

Наша история выхолощена, многое не рассказывается, очень сильна мифология. Например, о том, как мы сбросили две атомные бомбы в конце войны. Реальная причина была не в том, чтобы уничтожить Японию, она уже была уничтожена. Реальная причина была в том, чтобы обеспечить базис для послевоенного мироустройства. Фактически мы этим заявляли СССР, что нам хватило беспардонности сбросить эти бомбы, и с нами придется считаться, что мы собираемся быть сверхдержавой по окончании войны.

Американцы не знают об этом, потому что эту историю им не рассказывали. Потому что образование политически мотивировано. Образование – это политика, учебники, документальные и учебные фильмы определяются политической необходимостью, и в школах властвуют школьные советы штатов.

В каждом штате, будь то Техас или Калифорния, есть советы, которые в 1945 году просто "переменили" образ русских с хороших на плохих парней, которые хотят разрушить Америку, и к сожалению, дети росли в этой атмосфере, и она оставалась неизменной до 1991 года. Горбачев, конечно, удивил мир, и для меня, как человека средних лет, это был невероятный момент. В воздухе повеяло весной мира. Но в 1991 году, когда империя распалась, что, США успокоились? Насладились миром и покоем и стали менее агрессивны? Нет. НАТО продолжило расширяться на восток. С момента договора между Горбачевым и Бушем об отказе от расширения оно поглотило 13 новых стран вокруг России.

Ясно, что наша стратегия – окружение со всех сторон, и последние из стран в этом ряду – Украина, конечно, и Грузия. Это история недоверия, но в большей степени - взаимного непонимания, потому что я уверен, что американская и русская души могут пребывать в гармонии. Эти страны могут быть союзниками, как они были ими во время Второй Мировой войны. За четыре месяца до смерти Рузвельт говорил Черчиллю, что он признает наличие проблем в отношениях с Россией, но их нужно минимализировать, а не максимализировать, их можно решить".

ВОПРОС: "Если Рузвельт заявлял, что с русскими можно договариваться, и они готовы договариваться, почему об этом забыли тогда и предпочитают забывать до сих пор?"

Оливер Стоун: "Я думаю, что русские очень сильны в дипломатии. Например, ваш Лавров - весьма умный человек. Вы учитесь государственной политике, лишенной идеологии, вы же больше не коммунисты, у вас полукапиталистическое государство. Мы всегда можем достигнуть экономического соглашения, торговать с Россией, как Германия, Европа, а Россия может торговать с Китаем и другими странами Евразии, она может сформировать очень мощный блок.

Как в Сирии, с Обамой было заключено соглашение, позволившее ему сохранить лицо, чтобы начался процесс по химическому оружию. И в Иране Россия способствовала снижению градуса проблемы. Русские были и остаются весомыми и значимыми союзниками для мирной жизни, взаимодействия, но им нужно позволить быть самими собой, если у них другие привычки и обычаи, как и китайцам.

Но в США, мне кажется, с 1991 года нарастал неоконсервативный элемент, однозначно утверждавший, что США должны быть единственной сверхдержавой, то есть, править миром, и определенные силы в США хотят управлять всеми мировыми ресурсами, исключить влияние России и Китая. Наши неоконсерваторы говорят, что не позволят образоваться сопернику, а это фундаментальные слова. Они были сказаны в 1998 году и описывают политику Чейни-Буша. А потом они решили переформатировать Ближний Восток, и это катастрофа. Они наметили цели в семи странах, включая Иран, который был их главной целью. Они создали хаос. И мы стали империей хаоса. И я не думаю, что наши люди понимают, именно потому что они плохо знают историю, что США натворили в мире с конца Второй Мировой войны, потому что у американского народа нет обучающих материалов по истории".

ВОПРОС: "В России мы говорим, что народ, который не знает прошлого, не имеет будущего. Поэтому история у нас в школе - один из самых важных предметов, чтобы из истории уроки извлекать. А Обама говорит, что американцы - исключительная нация, и у них исключительные права, и они ведут себя так, как они хотят, и при этом говорят – "С нами бог!"

Оливер Стоун: "Да мы это говорим, но не думаю, что бог с этим согласен. В этой фразе бога нет. Слишком многие и слишком часто говорят, что с нами бог. И это как аргумент исключительности. Американская исключительность – это изначально пуританская идея. Сияющий град на холме – в это верил Рональд Рейган. В принципе, это красивая идея, но неверная, Америка – это только часть истории, империи возносятся и рушатся, Америка – не исключение. Пусть у нас есть ядерное оружие, мы можем следить за всеми на всей планете и можем взорвать Землю, ну а жить тогда где? Эта мысль посещала и Джона Кеннеди, потому что в его правление ядерные арсеналы достигли своего пика, он посмотрел на это все и понял, что это просто глупо, он провел серию переговоров с Хрущевым, и в "холодной войне" началась оттепель. А потом Кеннеди убили".

ВОПРОС: "А как вам эта позиция? Америка говорит, что она супердержава, и ведет себя как супердержава, но это часто не совпадает с реальностью".

Оливер Стоун: "Серьезная проблема, и я не понимаю внешней политики США. Вы обозначили важный аспект: мы покровительствуем тиранам на Ближнем Востоке, мы все еще союзники с Израилем и Саудовской Аравией, мы сами не задаем никаких вопросов, если наши союзники против Ирана, например, почему мы против Ирана? Или почему мы оправдываем все свои действия терроризмом, но не признаем, когда сами занимаемся терроризмом? Мы создали терроризм. ИГИЛ – это просто самый новый пример, но до того были кампании Бен Ладена, и это мы его вооружали, наполнили регион оружием, милитаризировали его, мы всегда любили джихадистов, поддерживали их в борьбе с русскими в Афганистане, снабжали оружием Хуссейна. Мы всегда заключали сделки, мы продавали оружие наихудшим из людей".

ВОПРОС: "И теперь вы заявляете, что будете поддерживать любой украинский режим, лишь бы он был против России. Но это же против русских, а не для украинцев".

Оливер Стоун: "Мы - эксперты по смене режимов. США очень хорошо удаются смены режима в других странах. Еще в 50-е этим начали заниматься господа Даллес и Эйзенхауэр, и им это отлично удавалось. Мы в этом эксперты. Американцы многие годы ничего не знали о Гватемале, Иране, Индонезии, а все перевороты в Латинской Америке. Все очень крепко сделано. Но после Вьетнама стали допускаться промашки, нас стали ловить с поличным, в Чили, например, но Альенде все же свергли, во Вьетнаме война была формально проиграна, но во многом и выиграна. Ведь все страны Азии были так напуганы готовностью США бомбить, что и никакого соперника и не могло появиться в Азии.

Главная поддержка такой политики – наша экономика, которая требует, чтобы мы вкладывали все деньги в вооружения, армию, заграничные базы, а мы ведь могли оставить эти деньги в своей стране, чтобы вылечить ее и обустроить. Нам нужны лидеры, которые нашли бы баланс между военными и гражданскими расходами, но никто этого не делает, потому что никакой политик не может идти на выборы с лозунгом снижения уровня безопасности.

Я думаю, главная идея проекта неоконсерваторов в 90-е, отраженная в документе "Новый американский век", подразумевает, что они не позволят возникнуть никакому сопернику Америки нигде в мире. Это никогда не обсуждалось, но было принято как аксиома. И это реализуется с катастрофы 11 сентября. Мы решили, что не дадим усилиться Китаю, или России, и мы мешаем всем новым торговым проектам Китая, мы стараемся снизить эффективность экономики России.

Я считаю, что неоконсерваторы с помощью СМИ убедили в этом даже либеральных демократов, что можно захватить Россию, что НАТО может войти в Россию, что можно с помощью пиара и вливания денег в оппозиционные группы менять режимы и также сменить лидеров России. Сменив тем самым характер российской политики. Так они мыслят. Не думаю, что это хорошо, напротив, это может аукнуться и самой Америке".

ВОПРОС: "Самый болезненный пример смены режима последнего времени – это, конечно, Украина. Это уже новейшая история, которая происходит прямо на глазах. У нас до сих пор ощущение, что мы братья, и мы не понимаем, что происходит. Что на ваш взгляд происходит с точки зрения истории?"

Оливер Стоун: "Неоконсерваторы очень хотят влиять на Украину, они ездили туда, воинственный сенатор от Аризоны Джон Маккейн и помощник госсекретаря. То есть, США явно участвовали в смене режима в этой стране, в феврале там был переворот, и США поддерживали его, незаконный переворот. А американцы просто не получают большей части новостей и не в курсе этой истории. Они получают только одностороннее освещение истории, как это было во время войны во Вьетнаме, это только часть истории, а не вся ее полнота. А надо рассказывать про обе стороны. Да, есть прозападная часть, где очень много хороших людей, у них есть свои принципы, но много и плохих людей, и в правительстве тоже...

Мы помним, что Украина была полем боя во время Второй Мировой войны, и многие украинцы сражались за Гитлера, это были антироссийские и антиеврейские фанатики, и эти настроения были там очень сильны, но и многие другие восточноевропейцы сражались за Гитлера, румыны, венгры, и мы не знаем этого, эта история от нас скрыта. В книге это есть. Я надеюсь, что кто-то в Америке захочет это смотреть, у нас отличная критика в прогрессивной прессе, теперь надо думать, как добраться до школ, до институтов, школьные советы очень сильны, это будет непросто".

Книга, которой говорит Оливер Стоун, и все 12 серий его фильма уже очень скоро будут показаны в России. "Нерассказанная история Америки" - вы увидите ее первыми, на Первом канале.

Читайте также: