В Луганской области все больше добровольцев вступает в отряды самообороны
Луганская область остаётся одной из самых горячих точек противостояния на Украине. Зону конфликта пытаются покинуть многие местные жители. Но уходят не все.
Добровольцы вступают в отряды самообороны. Ополченцы рассказывают и новые подробности того, кто и как атаковал Луганск.
Листы бумаги с красными крестами наклеивают на одежду все, кто отправляется в поселок Счастье за телами погибших ополченцев. Поселок уже несколько дней находится под контролем Национальной гвардии. Накануне стороны договорились о перемирии, но гарантии, что по журналистам не начнут стрелять, никакой нет.
Вооруженные ополченцы сопровождают колонну автомобилей под белым флагом с красным крестом до последнего блокпоста самообороны на окраине города. Дальше можно ехать только гражданским, одним и без оружия - это основное условие, которая выдвинула украинская сторона.
По словам очевидцев, взяв под контроль поселок Счастье боевики Национальной гвардии расстреливали всех, у кого замечали георгиевские ленточки на одежде. Выбивали стекла в домах прикладами и поливали огнем людей, которые находились внутри. Есть погибшие и раненые.
Накануне в поселок прибыл карательный батальон "Айдар", который сформирован преимущественно из активистов Майдана. Как утверждают украинские СМИ, без согласования с командованием батальон пошел в атаку на Луганск, попал в засаду ополченцев.
"Батальон "Айдар" практически уничтожен. Те потери, которые понес батальон - это в городе Счастье, и сегодняшний бой; это практически нами был уничтожен. Есть пленные", - сообщил глава Луганской народной республики Валерий Болотов.
Оставшиеся в живых украинские военные теперь обвиняет армейское командование в бездействии - якобы они просили помощи, но подкрепление так и не пришло. Бой продолжался около трех часов. Ополченцы захватили семь бронетранспортеров, два танка, боевую машину пехоты и взяли восемь пленных. В их числе оказалась и одна женщина, как выяснилось, с богатым боевым опытом.
"Она принимала участие в боевых действиях в Ираке. Здесь занималась наведением огня. У нее были при себе карты, похожие на снайперские, и она корректировала огонь и снайперов, и артиллерии", - сказал Валерий Болотов.
После поражения украинская сторона попросила ополченцев сделать паузу в боевых действиях. Обмен телами погибших должен был произойти одновременно, но забрав своих, боевики Нацгвардии объявили, что перемирие закончено. Съемочную группу Первого канала и всех других на свою территорию они так и не пустили, пришлось срочно возвращаться в Луганск. Представителям сил самообороны удалось к этому времени эвакуировать лишь несколько погибших.
"Когда они вывезли своих убитых, они начали торговаться, чтобы мы заплатили за своих же убитых. Они назначили цену, за которую мы можем забрать остальных - пять тысяч долларов", - сказал Валерий Болотов.
Батальон "Айдар" разгромили под Счастьем бойцы отряда под названием "Заря". Сейчас уже никто и не помнит, кто первым предложил это короткое, емкое и главное - символичное название. Этот отряд самообороны самый крупный, его численность держится в строгом секрете. Каждый день сюда обращается около пятидесяти добровольцев в возрасте от 18 до 60 лет.
В анкете - стандартные вопросы: прописка, возраст, род занятий. Большинство - местные жители, но есть приезжие из других городов, например, молодой человек - из Киева. Просит не показывать лицо - родные не знают что он здесь. Дома сказал, что уехал отдыхать. По его словам, в отряде есть бойцы, которые приехали из Днепропетровска и даже Львова.
"Просто побывали на одной стороне и другой, и увидели всю правду, а не то, что показывают украинские СМИ. А дальше уже сыграла "одесская Хатынь", убийство моего друга… Наверное, все уже накипело, и надоело смотреть, как мирные люди погибают от рук беспредельщиков и бандитов, по-другому их не назовешь", - говорит он.
В ряды самообороны приходят записываться и женщины - здесь это уже никого не удивляет. Еще одна пара рук на кухне или в медсанбате никогда не помешает. Как она будет совмещать службу в батальоне, работу и дом, Людмила Чирчик пока не представляет, но уверена, что здесь она не будет лишней.
"Борщ варить и раны перевязывать, и стрелять можем немножечко", - говорит она.
Тех, кто прошел психологические тесты, ждет медкомиссия, а затем неделя напряженных занятий. Новобранцев учат тактике боя, как правильно обращаться с оружием и элементарным навыкам самообороны. Часть бойцов скрывают лица и даже просят изменить в эфире голос - боятся за судьбу родных и близких.
Более опытные бойцы, как умеют, тут же передают навыки новобранцам. Подготовка бойцов самообороны идет по ускоренной программе - в "Курсе молодого бойца" - исключительно практические занятия. На теорию времени просто нет.
По словам ополченцев, многие из них даже в армии не служили. Оружие в руки взяли люди самых разных профессий. Александр Зубов, например – пекарь, надеется попасть в разведвзвод.
"Я не хочу на кухню, я не за этим сюда пришел. Я хочу защищать свой родной город и свою семью", - говорит он.
"Никакой дедовщины, у нас дружный коллектив, пойдем друг за друга до последнего. Готовы доверить своему другу свою спину, все отлично будет", - уверен Сергей Маивка.
Задачи батальона "Заря" - разведка, разминирование, наступательные операции. Не обходится и без потерь. И каждый здесь понимает, на какой риск он идет.
"У меня прадед воевал, и я решил - если он прошел войну, почему бы и мне не пройти. Я не боюсь этого, я защищаю своего племянника, ребенка, мать свою родную, я за них и хочу, чтобы они остались живы. А что будет со мной - там уже посмотрим", - говорит Сергей Капшин.
Между тем, украинская армия продолжает стягивать артиллерию на подступах к Луганску. В направлении города движется тяжелая техника - гаубицы, танки, установки "Град". И это несмотря на заявления Киева о временном перемирии и прекращении огня. В штабе самообороны расценивают эти слова, как очередную уловку украинских военных. Им надо выиграть время для перегруппировки сил.