В Старом Свете подводят итоги выборов в Европарламент
Об ослаблении влияния традиционных партий в Старом Свете заявляют эксперты, комментируя предварительные итоги выборов в Европарламент. Голосование состоялось в 28 странах, и примерно четверть мест получили крайне правые и националистические партии, многие из которых выступают за выход своих государств из Евросоюза и Еврозоны.
Европейский избиратель сделал свой выбор, и для ведущих политиков ЕС это - серьезный повод задуматься. Четыре дня голосования в 28 странах Евросоюза показало: число скептиков и противников единой Европы неумолимо растет.
Практически все ведущие фракции Европарламента теряют голоса. Несмотря на сохранение лидерства, в минусе - Консервативная европейская народная партия, либеральная фракция и "зеленые". Результат с плюсом - у независимых депутатов и политиков крайне правых и левых взглядов. Они уже получили более 140 мест, и их число возрастет по мере подведения окончательных итогов голосования. Те, кого принято называть евроскептиками, становятся силой, с которой ЕС придется считаться.
"Это рост беспокойства. Это следствие политики, которая спасает банки, но делает людей беднее. Мы должны изменить принципы европейского управления, потому что эти выборы показали, как много отчаяния и разочарования в обществе. И нам надо прислушаться к мнению людей, которые отдали свои голоса радикалам", - полагает председатель Европарламента Мартин Шульц.
"Это голосование, по моему мнению, не что иное, как новый сигнал тревоги, шок, землетрясение, адресованное каждому политику в стране, и они должны ответить на это. Никто из нас не может отмахнуться от этой ответственности", - считает премьер-министр Франции Манюэль Вальс.
Коммуна Энин-Бомон на промышленном севере Франции. Еще несколько лет назад здесь властвовали социалисты, но теперь политический расклад изменился. Лидер Национального Фронта Марин Ле Пен голосует именно здесь, в городе, где мэром стал кандидат от ее партии, в месте, где настроения избирателей созвучны с мнением многих жителей французской республики, особенно "глубинки".
"Я не крайне правый. Нет, я голосовал за Национальный фронт, потому что голосовал за Францию", - говорит один из местных жителей.
"Мы в ЕС открыли свои границы, и во Франции теперь сложно найти любую работу. Ее забирают у нас иностранцы, французские предприятия переводятся за рубеж, где оплата труда ниже. У нас ничего не остается", - объясняет свой выбор другой житель коммуны.
25 процентов поддержки избирателей - такой успешный результат Национальный фронт показал впервые. Французские журналисты назвали произошедшее политическим землетрясением. Фронт Марин Ле Пен обогнал всех оппонентов, правящие социалисты президента Олланда пришли к финишу третьими. 14 процентов голосов - самый низкий результат на выборах за всю историю партии.
"Мы хорошо показали себя раньше на местных выборах, теперь сделали это и сейчас на общеевропейских. Национальный фронт становится партией правительственного уровня. Проблемы и вопросы, которые мы поднимаем в нашей программе, серьезны и под стать выборам такого масштаба", - уверена лидер Национального фронта Марин Ле Пен.
"Нет - Брюсселю, да – Франции!" Лозунг французских националистов на свой лад перефразировали и по другую сторону Ла-Манша. В Великобритании "Партия независимости" по итогам выборов в Европарламент - самая мощная политическая сила. Лучший показатель, почти 30 процентов голосов избирателей. Партия не входит в национальный парламент, но после такого результата готова бороться за место в Вестминстере. Экономическая и политическая независимость Британии от Евросоюза для лидера партии Найджела Фараджа - вопрос принципа. События на Украине последних месяцев еще больше укрепили его веру в такой выбор.
"Они свергли демократически избранного главу государства. Я знаю, что Украина коррумпирована, я знаю, он был не идеальным. Но они свергли президента. И я не хочу быть частью политики экспансии ЕС. Она представляет опасность для мира", - уверен глава „Партии независимости Великобритании" Найджел Фарадж.
"Партия независимости", французский Национальный фронт или "Альтернатива для Германии", немецкая партия, хорошо заявившая о себе на воскресных выборах - все эти силы объединяет одно: альтернативный взгляд на политические решения, принимаемые в Брюсселе. Для России это значит, что в европейском парламенте станет больше депутатов, готовых к диалогу с Москвой.
"Если правые и евроскептики получают большую долю голосов, то для отдельных стран это означает, что эти партии окажут сильное давление на национальные правительства, чтобы те вели не такую жёсткую политику против Путина и против России. В конечном итоге, санкции могут оказаться не такими жёсткими", - полагает программный директор отдела международной политики Фонда Кёрбера Бернхард Мюллер-Херлин.
Удастся ли евроскептикам из разных стран найти общий язык? Если да, то новый альянс независимых и представителей крайних политических взглядов будет способен изменить привычный на ход работы парламента, то есть, блокировать многие непопулярные среди избирателей инициативы, включая подготовку договора о трансатлантической зоне свободной торговли между Европой и США. Желание Вашингтона поставлять в Старый Свет американский газ и нефть может натолкнуться на рифы новой политической реальности единой Европы.
Выборы в Европарламент проходят раз в пять лет, и при каждом голосовании явка избирателей становилась все и меньше и меньше. В 2009 году было всего 43 процента, на этот раз впервые чуть выше. В Брюсселе расценили эти показатели уже как "историческое событие". На самом деле, ничего удивительного: в моменты кризиса, недовольства или разочарования избиратель активнее идет на участки. Это и называется "протестным голосованием".