Заявления пресс-секретаря Госдепа США Джен Псаки рождают шутки и анекдоты
Красота по-американски - самой цитируемой и обсуждаемой из обитателей Капитолийского холма удалось стать Дженнифер Псаки, официальному представителю Госдепа.
И причина тому - не часто меняемые наряды, не интенсивная работа. А заявления для прессы, каждое из которых производит такой фурор, что имя Псаки уже стало нарицательным.
Отметившись на посту словами о том, что замгоссекретаря Виктория Нуланд ругается матом, потому что ее испортили в юности русские матросы, сейчас пресс-секретарь собирает залы, ее брифинги разбирают на цитаты в стиле "я ничего не знаю, я ничего не понимаю, но во всем виновата Россия".
В Интернете уже серия анекдотов "Как заявила Псаки", таких как: если Белоруссия вторгнется на Украину, 6-й флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии. То, что у Белоруссии нет берегов, Госдеп не смущает, заявила Псаки.
Почему именно сейчас Госдеп решил позволить себе Псаки в качестве официального лица, объясняющего всему миру, чего хотят в Вашингтоне.
Два флага, два монитора и кафедра на едва заметной сцене. В небольшой комнате, как правило, не больше пары десятков человек, но о таком зале мечтает любой артист разговорного жанра. Слово, сказанное здесь, разлетается по всему миру. И несет это слово внешней политики США официальный представитель Госдепа Джен Псаки.
Дженнифер Рене Псаки родилась в штате Коннектикут в 1978 году в семье строителя и психотерапевта. Окончила частный колледж Уильяма и Мэри, самый старый вуз США после Гарварда. Псаки - бакалавр философии и капитан студенческой команды по плаванию на спине. В 2001-м пришла в Демократическую партию США. Во время президентской избирательной кампании Джона Керри координировала работу со СМИ, но в итоге сделала карьеру в пресс-службе Барака Обамы. В феврале 2013-го перешла в Государственный департамент США. Замужем.
Пресс-конференции Госдеп проводит ежедневно, затрагивая даже те вопросы, которые вроде бы США и не касаются. Вот, к примеру, перечень тем, по которым Джен Псаки высказалась на одном лишь брифинге в четверг: Россия, Украина, Китай, Таиланд, Сирия, Судан, Северная Корея, Ирак, Турция, Израиль, Палестина, Мали, Индия, Мексика, Нигерия, Вьетнам, Индия, Египет. США есть дело до всего.
В результате количество тем, конечно же, сказывается на качестве их анализа. Выяснилось, что Джен Псаки, выдавая подготовленный помощниками текст, зачастую не понимает, что говорит.
Джен Псаки, официальный представитель Госдепа США: "Мы не признаем результаты референдума, который прошел в Донецке и Луганске. Были сообщения о выборных каруселях, заранее заполненных бюллетенях, о голосовании детей и голосовании за отсутствующих".
Мэтт Ли, корреспондент Агентства Associated Press: "Простите мое невежество. А что такое "выборная карусель"? Никогда не слышал о такой".
Джен Псаки: "Должна признаться, что я просто читаю этот текст. Я сама не знаю, что это. Я уточню у своих коллег, о чем идет речь".
Мэтт Ли: "Упомянуты еще и дети, которые голосовали. Они же не делали это, кружась на карусельных лошадках?"
Джен Псаки: "Думаю, что нет, Мэтт".
"Мне надо уточнить" и "давайте вернемся к этой теме позже" - фразы, которые журналисты слышат от представителя Госдепа регулярно. Недавно она не смогла назвать ни одного значимого достижения американской внешней политики в бытность госсекретарем Хилари Клинтон, хотя эту тему на брифинге Псаки затронула сама. Про "неудобные" вопросы и говорить нечего.
Гаяне Чичакян, журналист Russia Today: "Совпадение ли это, что оба раза украинские власти посылали войска в Восточную Украину сразу после визита в Киев высокопоставленных представителей США? Первый раз это был Джон Бреннан, а теперь это вице-президент Джо Байден. Байден посоветовал так действовать, или это совпадение?"
Джен Псаки: "Я думаю, что Вы просто повторяете слова министра иностранных дел Лаврова".
Гаяне Чичакян: "Ну, а Ваш-то ответ какой?"
Джен Псаки: "Следующий вопрос!"
Впрочем, не только журналисты, но и сам Госдеп часто ставит своего официального представителя в неловкое положение. Пример тому - фотографии бородатого мужчины в камуфляже, которые Вашингтон взял из Интернета и назвал доказательством присутствия на востоке Украины российских войск.
Мэтт Ли, корреспондент Агентства Associated Press: "А насколько вы уверены, что на этих фотографиях люди, которые имеют отношение к России?"
Джен Псаки: "Эти фотографии обошли все мировые СМИ, они была в Твиттере, и они находятся в открытом доступе. На снимках мы видим, что эти люди, судя по внешним признакам, явно имеют отношение к России".
Мэтт Ли: "И это вы называете доказательством?"
Псаки: "Хм".
Саид, журналист: "Но вы же не хотите сказать, что правительство США со всей своей разведкой и так далее, теперь зависит от фотографий, которые выложили в Интернете!?"
Джен Псаки: "Эти снимки из открытых источников. Выводы делайте сами".
Тему тут же подхватили юмористические шоу. Даже сами американцы подняли Госдеп на смех.
"Серьезно? Это и есть ваши доказательства?! Толстый мужик с бородой?! Да в Восточной Европе все такие! Да он похож почти на каждого парня в мире! Да это же две трети группы ZZ Top. Или это мужик, который спродюсировал первый альбом Beastie Boys!" - шутит ведущий юмористического шоу "The daily show with Jon Stewart".
Шутить, вернее отшучиваться, пытается и Псаки. Получается неуклюже, как, например, в истории с замгоссекретаря Викторией Нуланд, которая в телефонном разговоре с послом на Украине Джеффри Пайетом, обсуждая варианты конфигурации будущего украинского правительства (опять, казалось бы, причем здесь США?) нецензурно высказалась в адрес Евросоюза.
Джен Псаки: "Вы все хорошо знаете Торию, и, наверняка, в курсе, что, когда ей было 23 года, она 8 месяцев жила на борту русского судна, и, возможно, узнала там определенную лексику".
Вопрос: "То есть они научили ее ругаться? Вы имеете в виду, что она с предубеждением относится к России?"
Джен Псаки: "Нет, я предполагаю, что на борту этого рыболовецкого судна она могла узнать русскую ненормативную лексику".
Журналист: "Но она же ругалась по-английски".
Джен Псаки: "Она... Ладно, это я пошутила".
Журналист: "А, ну понятно".
В Госдепе явный кадровый голод, считают аналитики, и отмечают, что специалистов по России особенно не хватает. Молодые кадры предпочитают арабское или китайское направление, а старые мыслят категориями еще холодной войной. Результат налицо.
Фрагмент юмористического шоу "The daily show with Jon Stewart":
Ведущий: "И теперь вопрос: что Америке теперь со всем этим делать? Какой самый дурацкий вариант Вы можете придумать?"
Конгрессмен: "Мы должны принять тактическое решение и вооружить Киев, дать им 100 танков Т-72 из запасов НАТО".
Ведущий: "Мы это уже сделали!!! А пророссийские бойцы их отняли и теперь развлекаются на парковке у магазина!"
У Вашингтона сейчас нет продуманной политики в отношениях с Россией, считают эксперты. Потому что банально некому думать о перспективах. Решения принимаются в зависимости от ситуации, а она меняется стремительно. В администрации Обамы не успевают просчитывать последствия.
В бюджете Госдепа с 1983 года были заложены расходы на подготовку советников по СССР. Ведь Штатам приходилось учитывать интересы Москвы по всему миру. Потом акценты в глобальной политике сместились, и в прошлом году Госдепартамент даже полностью прекратил финансирование программ подготовки аналитиков-русистов. Теперь выясняется, что поторопились. Как пишут газеты, программы собираются не только восстановить, но, возможно, даже расширить.