Истории тех, кто встретил День Победы на передовой
Сегодня в честь предстоящего праздника Победы в нашем эфире слово тем, кто видел и помнит долгожданный майский день 45-го. "Завтра был мир" - разные, но всегда яркие и очень личные истории о том, где и как люди узнали об окончании войны. Сегодня - первые послевоенные мгновения в рассказах тех, кто встретил День Победы на передовой.
"Кричат уже: "Подъем! Победа!" Девушка там была Зиночка, посыльная по командным пунктам по штабу, ее голос... А вы знаете, как девушки орет. Это от радости и кричали: победа!" - вспоминает Куддус Латыпов.
В то утро летчика-штурмовика Куддуса Латыпова разбудил треск автоматной очереди. Спросонья он не сразу понял - так салютуют долгожданной Победе. Ведь еще вчера вечером они бомбили немцев недалеко от Праги. А сам летчик едва не погиб - подбитый, чудом дотянул до аэродрома. За мужество при выполнении боевых заданий, Куддус Латыпов получил Звезду Героя. Но уже после войны. А 9 мая 45-го, несмотря на грандиозную новость, было не до отдыха и празднования. Позавтракали, как обычно, около самолетов. И весь день провели в полной боевой готовности к вылету.
"Внутри-то, с одной стороны, в душе ликуешь, а с другой стороны, ты полетишь скоро, всё может быть, вчера тебя не сбили, могут сегодня сбить. Они же сопротивляются все равно. Их бьешь - они стараются, чтобы и тебе навредить. Но моей эскадрильи не пришлось летать 9-го, а эскадрилья Куликова, третья, полетела, штурмовала, как положено", - рассказывает Куддус Латыпов.
В это время, за тысячи километров от освобожденной Европы, на Дальнем Востоке, Эдуард Саков, которому в 45-м было всего 17, нес боевое дежурство. Следил за перемещением в море военных кораблей. На их наблюдательном пункте на сопке, в тайге, радио не работало. О конце войны Эдуард Федорович узнал, когда в очередной раз докладывал по телефону.
"Реакция была какая: матрос докладывал оперативному дежурному, дежурные были капитаны первого ранга, серьезные люди, и говорит: мальчик, война окончилась, победа. Я по своим каналам всем пацанам своим, что – победа. Стрелять начали. У нас карабин был, и мы вот таким образом встретили эту победу", - рассказывает Эдуард Саков.
Всего за несколько дней до салюта победы на подступах к Праге вспоминает Кирилл Берендс, еще грохотали танки, а артиллерия раскалялась докрасна. Утром 9 мая, когда советские войска вошли в город, было непривычно тихо. Сообщение о капитуляции Германии пришло, когда сопротивление было практически подавлено.
"Только с отдельных домов с крыш, с чердаков, из окон вдруг раздавались автоматные очереди. Наша пехота десантами бросалась подавлять эти последние очаги вражеского сопротивления. В том числе на баррикадах, которые были построены местными жителями и перегораживали путь, защищая центр Праги от противника", - вспоминает Кирилл Берендс.
Эту фотографию он сделал тем же вечером. На память. Камера пражского фотографа запечатлела молодого русского солдата с пронзительным взглядом и уже седыми висками, так красноречиво говорящими обо всех ужасах войны.
"Я вспоминаю этот день, 9 мая. Это радость, которая утопала в слезах, в воспоминаниях, какой дорогой ценой досталась нам эта победа. Мне хотелось быть одному, подальше от людей, и я вспоминал, мне казалось, каждый шаг и каждый день из 1418 дней пережитой войны. Тяжелая победа. Это действительно была роза радости, но с шипами", - говорит Кирилл Берендс.