Столичные власти собираются ужесточить экологические требования к транспорту
В Москве в следующем году запретят въезд грузовиков класса ниже "Евро-2" - это машины, которые были выпущены много лет назад и не отвечают современным экологическим требованиям. Но внутри столицы правила будут ещё жёстче. При этом московские власти заверяют, что никаких исключений не для кого быть не может.
Эти показатели - зеркало экологической ситуации на дороге. Каждые двадцать минут специальный прибор составляет разные "букеты вредных веществ". Они особенно яркие в часы пик. Ядовитых испарений так много, что водителям и пешеходам специалисты советуют лишний раз не дышать.
"Ежегодно в атмосферу Москвы выбрасывается около миллиона тонн загрязняющих веществ. По объему выбросов, конечно же, пальма первенства принадлежит автотранспорту", - сообщил начальник сектора взаимодействия со СМИ Мосэкомониторинга Алексей Попиков.
В рейтинге так называемых эко-аутсайдеров на первом месте - грузовики, те, что соответствуют стандартам "Евро-0" и "Евро-1". Вычислить такие машины на дороге легко. Возраст солидный - больше 20 лет. Цвет дыма из выхлопной трубы - черный. Запах - мягко говоря, неприятный. Концентрация ядовитых веществ зашкаливает.
Таким автомобилям с 1 сентября 2015-го года на МКАД и в его пределах будет круглосуточно гореть красный свет. На Третьем кольце и внутри него требования к устаревшим "автотяжеловесам" еще жестче. Даже более строгий стандарт "Евро-2" не дает права въезда. Нарушителей ждет штраф - 5 тысяч рублей.
"Никаких исключений ни для коммунальной техники, ни для техники правительства тут нет. Правила действуют для всех", - заявил заместитель мэра столицы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
По статистике, современных грузовиков с "Евро-4" и "Евро-5" на дорогах меньше пятнадцати процентов. А вот устаревших - с "Евро-1" и "Евро-2" - больше половины. Прогулки вдоль дороги здоровья точно не прибавят. Ядовитые испарения распространяются в радиусе 50 метров от обочины. Оксид углерода, оксид озота, озон, тяжелые металлы - вместе с выхлопными газами эти вещества попадают прямо в легкие. Когда несовременных грузовиков в столице будет меньше, Москва, наконец, вздохнет. Дышать полной грудью даже рядом с магистралями будет не опасно.
"На магистралях, где в основном перемещается грузовой автотранспорт, на 30 процентов будет улучшение. Для такого мегаполиса, как Москва, это большой успех, большая победа", - говорит руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.
Впереди - победа и над многими болезнями. Ведь именно загрязненный воздух - одна из причин астмы, бронхита и даже рака.
"Содержащиеся в выхлопных газах канцерогены, бензопирен, формальдегид могут при длительном контакте вызвать онкозаболевания", - говорит главный врач Центра гигиены и эпидемиологии Москвы Анатолий Гладких.
"По экспертным оценкам, преждевременная смертность в Москве насчитывает 5-6 тысяч жизней - это те люди, которые могли бы еще пожить, но уходят, к сожалению, из-за того, что на них действует загрязненный воздух", - сказал руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич.
Прогноз специалистов после введения новых правил на въезд грузовиков: автомобильный парк обновится, количество вредных веществ в выхлопных газах снизится на 10 процентов. Впрочем, по словам чиновников, пока главное - убедить водителей, что чистый воздух дороже денег.

