24 января легендарная киностудия «Мосфильм» отмечает 90-летний юбилей
24 января юбилей отмечает киностудия, которая неразрывно связана с историей страны. Легендарному "Мосфильму" - 90 лет. За эти годы там были созданы сотни лент. Многие из них вошли в золотой фонд мирового кино.
На площадках студии параллельно существуют разные эпохи и жанры, а благодаря тем, кто работает на "Мосфильме", на свет появляются не только картины, но и легенды, приметы и новые обычаи.
Здесь никого не удивляют выстрелы, падения с крыш, горящие люди и смотрящие из окон инопланетяне, а павильоны скрывают целые города. По соседству с горными вершинами могут расположиться заводские цеха, за ними - салон самолета или другая галактика. Хоть сейчас в будущее или прошлое. "Мосфильм" - это самый настоящий город чудес.
"Я шагаю по Москве", "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница" - все эти фильмы давно стали классикой мирового кино, а родились они на "Мосфильме". На стенах этой фабрики грез - сотни фотографии мастеров. Впрочем, и сегодня в ее бесконечных коридорах мастеров не меньше. Владимир Меньшов в архивах обнаружил самый первый сценарий своей оскароносной ленты "Москва слезам не верит".
Те, кто сделал Мосфильм одним из самых узнаваемых кинобрендов мира, когда-то стояли в очереди на этой проходной наравне со всеми. "Многие наши студенты ходили просто, чтобы на них просто обратили внимание. Например, откроешь дверь - ой, я не туда попал", - вспоминает народный артист России Евгений Стеблов.
По брусчатке этой мостовой каблучки стучат по-настоящему, а вот стены домов - из фанеры, и занавески скрывают пустоту. Улочки старинной Москвы почти в натуральную величину были построены специально для фильма "Всадник по имени смерть". Потом они снялись в десятке картин, были и Копенгагеном, и Тбилиси.
Бронзовый Пегас - талисман "Мосфильма" - тоже отметился во многих лентах. Запасники "Мосфильма" - настоящие сокровищницы. Чего здесь только нет: стулья, за которыми охотился Остап Бендер, статуэтки из "Операции Ы", настоящее огнестрельное оружие, кареты, мотоциклы, ретроавтомобили.
На "Волге" ездил Иннокентий Смоктуновский в фильме "Берегись автомобиля". Ради роли Юрия Деточкина он сдал на права и стал заядлым автомобилистом в 40 лет. Но на этом кинокарьера этой машины не закончилась. Для фильма "Три тополя на Плющихе" ее перекрасили, нарисовали шашечки, и все самые трепетные диалоги Ефремов и Доронина произнесли в салоне этой "Волги".
Работники киностудии шутят, что при желании могли бы одеть население небольшого города и даже обмундировать целую армию. Придуманные на "Мосфильме" наряды нередко становились модными трендами.
"После "Служебного романа" у нас все учителя ходили в платьях-клетке, клеш карденовское", - вспоминает художник по костюмам Наталья Монева.
История советской фабрики грез началась 90 лет назад на Ленгорах. Знаменитая эмблема "Рабочий и колхозница" появилась позже, в картине Александрова "Весна". А недавно выяснилось, что это не та скульптура, что стоит на ВДНХ.
"Оказывается, это авторская копия, то есть, сделано самой Верой Ивановной Мухиной специально для марки "Мосфильм". Мы ее нашли, и теперь она у нас в диспетчерской стоит", - говорит кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.
Мастерская пластического грима. Это ее художники-виртуозы в конце 60-х оживили демонов в "Вие" Александра Птушко, а совсем недавно с помощью технологий, которые еще ни разу нигде не использовались, воссоздали по фотографиям любимого миллионами актера в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой". Еще одна гордость - студия шумового оформления признана одной из лучших в Европе, хотя внешне и похожа на лавку старьевщика.
Генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров ведет по его коридорам. Сегодня студии буквально нашпигованы цифровым оборудованием, а звуковые пульты порой напоминают кабину космического корабля. Одновременно здесь снимаются десятки картин, а это значит, что, как и 90 лет назад, в павильонах кричат: "Мотор!"
Подробнее о том, как устроена главная кинофабрика страны, расскажет документальная лента "Мосфильм". Рождение легенды" - смотрите ее в воскресенье, 26 января, на Первом, в 14.20.