Мелкий шрифт — опасные тонкости ассоциации Украины с ЕС
Заявления первых лиц Евросоюза сегодня вечером российский МИД оценил как попытку свалить с больной головы на здоровую, то есть переложить ответственность на Россию за проблемы, возникшие на Украине в результате политики ЕС. Многие эксперты обращали внимание, что идея ассоциации выгодна только для Евросоюза. Украине же и другим нашим соседям это грозило многолетними экономическими проблемами, - подчеркнули в нашем дипломатическом ведомстве.
Проект соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом - документ увесистый. 200 с лишним страниц. Условно в нём можно выделить 10 ключевых положений. Но если некоторые моменты прописаны в общих чертах - как, например, обязательство Украины всесторонне развивать демократию или намерение совместно бороться с преступностью, то вот пункты, касающиеся экономики, - конкретны. Киев обязуется во всём перейти на евростандарт, украинский и европейский рынки открываются друг другу буквально нараспашку.
"Украина, если подпишет такое соглашение, до 70 процентов пошлин ввозных по отношению к Евросоюзу должна будет обнулить. Это почти сразу. А в последующие годы этот процент обнуления коснется 98, по-моему, и пяти десятых процента этих пошлин. То есть, по сути, это будет открытый рынок", - говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
"Товары хлынут на Украину, и если останутся льготные отношения между Украиной и Россией, то, безусловно, эти товары окажутся и у нас под разными видами, под разными марками. Может быть, украинскими, но это, безусловно, будет европейский товар. Такая опасность для российской экономики существует", - отметил председатель совета директоров ЗАО "ТПК Техноэкспорт" Владимир Богословский.
В переходе на евростандарты, прежде всего в промпроизводстве, украинские сторонники интеграции с Евросоюзом видят залог промышленного роста. Но для того, чтобы поставить экономику всей страны на европейские рельсы, нужно порядка 160 миллиардов евро. Запад не даст - он заинтересован в огромном рынке сбыта своих товаров, а не в выращивании сильного конкурента-производителя.
"Давайте будем реалистами. Представить себе, что Евросоюз ждет с распростертыми объятиями и даёт им уникальные возможности для своей экономики - нет. В первую очередь, и это в принципе нормально, руководствуясь прагматичным и циничным подходом, они будут отжимать себе в плюс", - уверен председатель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Бречалов.
И это, касается уже не только ЕС и Киева. Это затрагивает экономические интересы и Москвы. Между Россией и Украиной действуют льготные режимы - таможенные и налоговые. По предлагаемому соглашению, любой товар, конечная сборка которого произведена на территории Украины, будет считаться "украинским". На разговорном языке, это называется "отвёртка". Второй смысл этого слова хорошо известен автомобилистам.
Представим ситуацию: машина, произведённая в Европе, привозится на Украину, там местные мастера прикручивают к ней, к примеру, колёса, зеркала и бампер - и вот по формальным признакам это получается уже не европейское, а украинское авто. А значит, упрощенный путь на российский рынок открыт. Но Москва и Киев, устанавливая льготный режим между странами, так не договаривались. Поэтому Россия будет вынуждена защищать свою экономику и производителя от демпинга. И рычаг здесь один - отмена преференций для украинских товаров.
"Для украинских производителей подорожание себестоимости на 5-15 % будет очень болезненно. Потеряют украинские товары свою конкурентоспособность на территории РФ. Это как третий закон Ньютона - "любое действие рождает противодействие". Если украинские предприятия потеряют заказы, то российские предприятия потеряют надёжных поставщиков. Конечно, нам будет проще переориентироваться потому, что в экономике покупатель всегда прав, и покупатель диктует условия", - заявил председатель совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания", председатель совета директоров ЗАО "Группа Синара" Дмитрий Пумпянский.
"Мы двадцать лет вступали в ВТО, как вы знаете, вели мучительные переговоры, выторговывая по каждой позиции для себя наиболее приемлемые для российской экономики, для каждой отрасли условия с десятками стран, с Евросоюзом и так далее. У нас есть, конечно же, определенный уровень защиты в виде таможенных тарифов. И естественно, что, если там начинается зона свободной и из Украины могут товары также без пошлины в принципе двигаться сюда, то естественно, что Россия должна будет ввести по отношению к Украине защитные меры", - говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
"Россия заинтересована в долгосрочном экономическом, партнерском сотрудничестве с Украиной, но в равной степени и Украина заинтересована с этим. Мы исходим из того, что украинским промышленникам, предпринимателям выгодно сочетание европейского вектора интеграции с российским. Но здесь одновременно сидеть на двух стульях не удается. Надо решить, на какой стул вначале надо сесть с тем, чтобы уже переговоры вести с другими партнерами", - сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Но люди, выходящие сейчас на евромайданы, об этом, скорее всего, не задумываются. Они видят в ассоциации с ЕС, прежде всего, личную выгоду - к примеру, возможность поехать на заработки на Запад. Так вот, Соглашение об ассоциации не предусматривает облегчение визового режима - стороны лишь договариваются двигаться в этом направлении, а что касается трудоустройства, то Евросоюз обязуется лишь предоставить украинцам, легально работающим в Европе, равные со всеми остальными права. Это отнюдь не означает, что получить разрешение на работу станет легче.