Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Соглашение по Ирану означает радикальный разворот всей современной мировой политики. В отличие, кстати, от рутинных украинских вихляний, которые нам еще предстоит наблюдать долгое время. О том, что Соединенные Штаты готовы к такому развороту, мы говорили еще год назад. Тогда некоторые пальцем у виска крутили.
Соединенные Штаты, крупнейший в мире потребитель углеводородов, на сегодняшний день полностью прекратили импорт газа и быстро сокращают импорт нефти. По заявлению президента Обамы, к 2020-му году Соединенные Штаты превратятся в крупнейшего экспортера углеводородов. То есть, "геополитика нефти", которую обслуживала вся действовавшая до сих пор американская внешнеполитическая и военная доктрина, уходит в прошлое. А вместе с ней и вся система отношений, союзов и военно-политического присутствия.
Французский политолог-востоковед Тьерри Мейсан: "Поскольку в стране кризис, Обама пытается найти новую точку равновесия в мире. Он отлично понимает, что статус главной и единственной мировой державы слишком дорого обходится США. Поэтому Обама хочет вернуться к прежнему типу отношений и добиться полноценного договора с Россией не только по Сирии, но и по всему региону".
Заметьте, Мейсан говорил это задолго до разворота по Сирии. Не то что по Ирану. Хотя это, по сути, одно и то же. Теперь все просто встает на свои места. Как и внезапное для некоторых охлаждение отношений американцев с Саудовской Аравией, которую они опекали в обмен на нефтяные гарантии.
Тьерри Мейсан: "Но сейчас ситуация кардинально изменилась - американцы способны сами себя обеспечить нефтепродуктами. А поддерживать саудитов означает себя дискредитировать, поскольку этих людей ненавидят все. Поэтому всплыл старый план Пентагона под названием "Вывод саудитов из Аравии".
Не секрет, что именно заливные монархии были мотором и материальным движителем антииранской и, соответственно, антисирийской истерии Запада. Сформировались целые пласты американской и европейской, особенно, элиты, крепко затаренные саудавским и катарским баблом.
Натравить Запад на Иран, втравить его в суннитско-шиитскую войну за господство в исламском мире - это единственная надежда саудитов выжить. На сегодня такой надежды нет. Поэтому наметившийся, вроде как, чудный саудовско-израильский альянс - это альянс неудачников, не вписавшихся в генеральную линию "вашингтонского обкома". Саудитам уже вряд ли что поможет. А Израиль жалко.
Исследовательский центр Стратфор, близкий, по мнению экспертов, к самым разным разведкам, назвал сделку с Ираном "эпохальным сдвигом в геополитике Ближнего Востока". Еще два с половиной года назад его основатель Джордж Фридмен указал на американскую традицию "переопределения проблем", включающую в себя возможность союзов со смертельными врагами ради интересов США, приводя в примеры союз Рузвельта со Сталиным, решение Никсона о сближении с Китаем. "Американская история, - писал Фридмен, - полна цинизма при заключении союзов. Ради разрешения кажущихся нерешаемыми стратегических дилемм".
Вот ровно об этом мы и говорили. О развороте американцев от маразма к цинизму. Это очень позитивный тренд. Это и есть необходимая предпосылка текущих успехов российской дипломатии.
Однако, до свидания!