Можно ли избавиться от рекламных рассылок на мобильные телефоны?
Если Вас не мучают рекламные эсэмэски, то, скорее всего, у Вас просто нет мобильного телефона. Из-за этих бесконечных сообщений люди нервничают, напрасно тратят время на то, что бы прочитать и удалить, а нередко теряют деньги и ценные данные.
Елена Ильина - советник генерального директора крупной уральской компании. На ее мобильный телефон в день приходит несколько десятков рекламных сообщений. Раздражает, но бывает и хуже.
Несколько дней назад о взломе своего телефона в полицию заявил известный музыкальный продюсер Максим Фадеев. Утверждает, с его номера якобы рассылались сообщения оскорбительного характера сотням абонентов. Количество спама при этом резко выросло. А потом на аппарат стала приходить еще и чужая переписка.
Сбой в системе у мобильного оператора или еще одна разновидность найти лазейку для спама? Огромное количество рекламных рассылок приходит практически всем российским абонентам сотовой связи независимо от времени суток.
Для сравнения, в странах Европы строго запрещено использовать мобильные номера в маркетинговых целях. Реклама может рассылаться только с согласия абонента. И владелец номера в любой момент вправе отказаться от услуги. В России же смс-спамом буквально заваливают - автоломбарды, такси, суши, роллы. И даже замена телефонного номера не спасает, ведь с новым может произойти то же самое.
По сути, это форма вторжения в частную жизнь, считают юристы. Ведь никакого права оператору на рассылку сообщений информационного характера, за исключением смс о деятельности самой сотовой компании, никто из нас, как правило, не дает.
"Мы назовем эту информацию как нарушающую ваше пространство, нарушающую ваше информационное поле, нарушающую ряд законов, в частности о рекламе, которая присылается вам без вашего участия и без вашего согласия", - говорит правозащитник Владимир Комсолев.
Казалось бы, первый, к кому нужно обращаться с требованием прекратить рассылку это собственный мобильный оператор, если поток сообщений идет с коротких номеров. Но в последнее время спам российские абоненты все чаще получают с обычных федеральных. А это значит, что идет такое сообщение через так называемые смс-агрегаторы, иначе - центры массовой рассылки.
"Большая тройка здесь выступает как большой почтальон, который, собственно, доставляет то, что переслали. И поэтому ни один из мобильных операторов прямо не может видеть, что доставляется в том или ином сообщении", - отмечает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров.
Десятки компаний сегодня предлагают такую смс-рассылку легально. Обратиться за такой услугой может и фирма, и частное лицо. Клиента сперва проверяют, а потом доверяют.
"Когда клиент новый, ни одна рассылка его не уйдет без специального на то разрешения. Когда клиент проверен, он с нами работает несколько месяцев, работает система мягкой модерации, рассылка уходит сразу без особого на то разрешения", - разъясняет генеральный директор рекламного агентства Андрей Ежов.
А если такую систему поставить у кого-то дома, что технически возможно, то отправлять можно будет вообще что угодно и кому угодно безо всякого контроля. Операторы "большой тройки" пытаются бороться с ненужными рассылками. Одни уже заявили об автоматической блокировке смс с коротких номеров. Другие обсуждают идею единого номера, переслав на который спам-смс даже с длинного номера, абонент сможет сам заблокировать его источник. Но проект еще в разработке, и его детали не разглашают.
Тем временем, в верхней палате парламента предлагают повысить штрафы за подобные сообщения. Вот только чтобы вычислить одного такого рассыльщика нужно несколько месяцев, за которые он сможет просто избавиться от сомнительного номера.