Предварительные выводы экспертов о причинах авиакатастрофы в Казани после расшифровки черного ящика
Причина трагедии - "человеческий фактор". Таков предварительный итог расследования обстоятельств катастрофы пассажирского "Боинга". Специалисты пришли к выводу - отказов техники не было, двигатели самолёта работали до столкновения с землёй. Это - данные одного из бортовых самописцев. Второй аппарат, который фиксирует все переговоры в кабине, сейчас ищут среди обломков лайнера.
Чтобы приступить к расшифровке данных чёрного ящика, эксперты МАК для начала вооружились молотком и плоскогубцами. Бортовой самописец, фиксировавший параметры полёта "Боинга", сильно деформирован, но пригоден к работе. Предварительный анализ извлечённых из него данных позволил экспертам Межгосударственного авиационного комитета предположить, что экипажу не удалось выполнить стандартный заход на посадку.
"Боингу" до полосы оставалось 500 метров. Высота - примерно 30. Скорость лайнера - 225 километров в час. В этот момент командир сообщает на землю о "непосадочной конфигурации" и решает идти на второй круг. Включает двигатели на максимум и начинает резко уходить вверх. Скорость при этом падает, пилоты убирают шасси. Когда приборы показывают уже 225 километров в час, экипаж пытается выровнять самолёт штурвалом, и это приводит к сваливанию и интенсивному пикированию. С 700 метров "Боинг" падает вниз почти отвесно. Скорость в момент столкновения с землёй - 450 километров в час.
"С момента начала ухода на второй круг до окончания записи прошло 45 секунд, снижение заняло около 20 секунд. Силовые установки воздушного судна работали вплоть до столкновения самолета с землей. Разовых команд, характеризующих отказом систем и агрегатов самолета и двигателей, по результатам предварительного анализа, не выявлено", - сообщил замглавы Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов.
Специалисты говорят, что дать оценку действиям экипажа помог бы чёрный ящик, записывающий переговоры лётчиков. Его внешний защитный корпус нашли, но он оказался пустым.
В авиационных кругах считают, что после того, как самолёт на высоте 700 метров ушёл в пикирование, шансов спасти самолёт у пилотов "Боинга" не было.
"Здесь точка невозврата. Когда он уже потерял скорость, тут уже никакая точка не спасает и никакое уже мышление не спасает. И даже опытный экипаж в этой ситуации, если сорвался самолет, он его никогда не выведет с такой высоты", - уверен заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Руководство авиакомпании "Татарстан" сегодня прервало молчание и встретилось с журналистами. Тот "Боинг" вообще не должен был выполнять рейс 363. Самолёт в последний момент заменили.
"Замена была связана с тем, что здесь была загрузка больше, а направление в данный момент было Казань-Сочи, там было меньше пассажиров. Поэтому посчитали и дальность дистанции, исходя из этого, поменяли воздушное судно", - объясняет генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин.
Теперь, когда эксперты примерно представляют картину произошедшего, встаёт вопрос о квалификации пилотов. Выяснилось, что командир судна, несмотря на более чем 20-летний лётный стаж, впервые в реальности столкнулся с необходимостью уходить на второй круг. А его напарник ещё два года назад работал бортинженером. В авиакомпании "Татарстан" настаивают, что экипаж был опытным. Но при этом известно, что у перевозчика были финансовые сложности, а значит, тратить много денег на поддержание профессионального уровня лётчиков было непросто.
Генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин сказал, что у компании перед поставщиками топлива есть долги, а также задолженности по зарплате.
В идеале каждый пилот регулярно должен оказывать в подобном кресле. Это - лётный тренажёр, имитатор, кабина "Боинга-737". Ни один полёт за этим штурвалом не проходит стандартно. Именно здесь отрабатываются навыки ручного управления.
"На таком тренажёре отрабатываются все возможные нестандартные ситуации, и каждый пилот обязан раз в 6 месяцев проходить на нём курс обучения", - говорит вице-президент авиакорпорации Янис Ванагс.
Авиакомпании "Татарстан" теперь предстоит проверка. И если в системе подготовки пилотов будут выявлены нарушения или выясниться, что перевозчик не предпринял достаточно мер для безопасности полётов, то авиационные власти, по мнению специалистов, могут отозвать у него сертификат эксплуатанта.