Средства Фонда национального благосостояния пойдут на Транссиб и Центральную кольцевую автодорогу
Подушки безопасности для российской экономики и социальной сферы. На что будут тратить деньги из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния? Эта тема обсуждалась на специальном совещании у президента. Сотни миллиардов вложат в самые масштабные транспортные проекты, от которых во многом зависит финансовая ситуация в российских регионах.
Фонд национального благосостояния - это своего рода копилка. Сюда поступают нефтегазовые сверхдоходы. 2 триллиона 845 миллиардов рублей сейчас хранятся на счетах Центробанка и Внешэкономбанка в российской валюте, а также в евро, долларах США и британских фунтах. Президент напомнил, что это средства налогоплательщиков и относиться к ним нужно очень и очень бережно, особенно в условиях нестабильности на мировых рынках.
"Фонд национального благосостояния является подушкой безопасности для российской экономики, социальной сферой и всей финансовой системы. И это основная базовая роль Фонда должна быть сохранены. Я хочу вот на это обратить ваше особое внимание. Те, кто полагают, что мы можем позволить себе целиком и полностью израсходовать этот Фонд, они глубоко заблуждаются. Этого делать не целесообразно и, более того, кризисные явления недавнего прошлого 2008-2009-2010 годов показали нам, что такие инструменты нам нужны и мы, слава Богу, научились ими эффективно пользоваться. Не разбазарили их", - отметил Владимир Путин.
Уже известно, что средства из фонда пойдут на крупные транспортные проекты. Среди них - Центральная кольцевая автодорога вокруг Москвы. Существующая трасса вокруг столицы - так называемая "бетонка", построенная в советское время, давно не справляется с нагрузкой - здесь постоянные пробки.
Но уже через несколько лет по ЦКАД можно будет проехать с разрешенной скоростью 130 километров в час. Завершить строительство Центральной кольцевой автодороги планируется к 2018 году. Другой глобальный проект связан с одной из старейших железнодорожных трасс страны. Транссибирская магистраль, построенная 110 лет назад, давно нуждается в модернизации.
А строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань решено пока отложить. Запланированные средства пойдут на другой проект.
"Из-за того, что сроки осуществления ВСМ сдвигаются, у нас появляется 150 миллиардов для того, чтобы другие проекты включить в финансирование. Эти средства могут, в том числе, быть потрачены и израсходованы для обеспечения инфраструктуры Московского авиационного узла. Но всё зависит от того, насколько они будут реально подтверждены гарантии возвратности средств. Если это произойдет, тогда и средства могут быть направлены на взлетно-посадочные полосы и сопутствующую инфраструктуру в Домодедово и в Шереметьево", - отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов.
Действующее положение о Фонде национального благосостояния позволяет инвестировать до 40% его средств. Сегодня прозвучало предложение увеличить этот лимит, но Президент с этим не согласился. Планка останется прежней. Кроме того, Владимир Путин дал поручение правительству и своей администрации еще раз проработать список проектов, которые будут финансироваться из фонда.