Ген страха заставляет совершать безумные поступки с холодным разумом
Израильские ученые института Вейцмана считают, что нашли способ покопаться в чужих воспоминаниях с помощью аппарата МРТ. Детали не раскрываются, но принцип прост - вспышки активности разных областей мозга расшифровываются без участия пациента, и по ним любую жизнь можно читать как книгу. Обещают, что это поможет понять, отчего у человека возникли фобии и комплексы, и победить их.
Есть способ проще, как у Ника Валленды, всемирно известного акробата, который прошел по тросу над Гранд-Каньоном без страховки. Уверяет, что давно мечтал доказать: главное - понимать, что можешь все, даже убить собственный страх. Для единомышленников Валленды закон жизни - нет невозможного, есть лишь то, чего ты хочешь добиться и добьешься.
Что заставляет людей всю свою жизнь связывать с риском? Неужели, они просто не знают, что такое страх? Феликс Баумгартнер ни на какие страховочные тросы надеяться не мог. Делая шаг в пустоту на высоте 39 километров, знал: любой дефект скафандра, потеря контроля над вращением - верная смерть. В падении Баумгартнер преодолел звуковой барьер. Сейчас вспоминает, каких два вкусных фруктовых коктейля выпил перед прыжком. Он боится не умереть, а больше не иметь возможности смеяться над смертью.
"Если бы я покалечился настолько сильно, что пришлось бы просидеть остаток жизни в кресле-каталке и я бы не смог дальше делать то, что люблю, прыгать - вот он мой самый большой страх", - говорит Феликс Баумгартнер.
Но Аарона Фотерингера не останавливает даже ночной кошмар человека, шагнувшего в стратосферу. Кажется, они совсем не такие, как мы. Люди, с нервами из стали. Их много, но каждый из них уникален.
Британец Джонатан Гудвин просит похоронить себя заживо, а потом засовывает себе скорпиона в рот и делает все, чтобы тот его укусил.
Неделю назад американский канатоходец Ник Валенда покорил Гранд-Каньон. Почти полчаса под порывами сильнейшего ветра он шел по тонкому канату без страховки на высоте 450 метров.
А сейчас швейцарец Ив Росси - человек-ракета - вновь готовится шутить с небом. У него за спиной реактивный двигатель и никаких искусственных элементов управления полетом. Летит как птица: если нужно повернуть - отклоняется, так катаются на велосипеде без рук.
Ив Росси говорит, его риск под контролем - опыт. Но все помнят, как погиб "Охотник на крокодилов" Стив Ирвин. Его убил скат. Ирвин тоже говорил про контролируемый риск. Вильям Винрам плавает с белыми акулами, он тоже любит повторять: "Не смотрите "Челюсти", там все неправда", а потом с упоением рассказывает, как большая белая акула его едва не съела.
"Я начал ее снимать. У камеры маленький экранчик, руки зафиксированы, и я вижу, что она что-то делает, поэтому я посмотрел поверх камеры и смотрю, она скрежещет зубами. Я понял: все, приехали. Она ведь думает, я тоже акула, и не признаю, что она главная. Еще минута, и она на меня набросится. Поэтому я поплыл на нее, начал делать вот такие движения камерой и нажимать на кнопку спуска. Звук камеры ей не понравился, и она отстала", - рассказывает фридайвер Уильям Винрам.
Биолог Глеб Шумятский, кажется, знает о происхождении страха все. Он открыл так называемый ген страха - статмин, который в том числе и отвечает за инстинкт самосохранения. Дело в том, что геном этим обладают не все. Это ответ?
"Сначала нашли у крысы, стали исследовать в мышах, показали, что мыши без статмина действительно бесстрашные, потом несколько работ в Германии показало, что и у людей это может быть", - рассказывает биолог Глеб Шумятский.
Так может, все эти люди, которые делают невозможные даже для понимания вещи, своего рода люди икс, без гена страха? Они живут среди нас. Сколько их - науке неизвестно. Ведь кому еще в голову могло прийти мысль поджечь парашют для того, чтобы узнать, за сколько он сгорит, а затем приземлиться на запасном, или выпрыгнуть в последний момент из заминированного самолета?
Эта теория была бы стройной, если бы не одно но. Все эти якобы люди икс все же боятся. Вильям Винрам, человек, который без акваланга погрузился на глубину 94 метра, например, панически боится высоты. А Ив Росси из-за приступа страха может отменить запланированный полет.
"Если у меня сосет под ложечкой, очень плохое чувство, я никуда не лечу. Это для меня доказательство - что-то не так. И это совсем не весело. И я стараюсь уважать это чувство", - рассказывает Ив Росси.
Что же тогда ими движет? Зачем они рискуют? Некоторые психологи считают: всему виной адреналиновая зависимость.
"Есть люди, которые активно ищут адреналиновую инъекцию. То есть им все время нужно рисковать. Иногда этот риск вызывают искусственно", - считает психиатр Виктор Файнзильберг.
Но и тут, похоже, промашка. Вильяму Винраму, который плавает вместе с белыми акулами, адреналин в крови совсем не нужен, в воде этот гормон опаснее любого морского хищника.
"Если ты хочешь задержать дыхание, и по твоим венам разливается адреналин, сердце ускоряется и ты будешь расходовать свой кислород очень быстро, поэтому когда плаваешь с акулами, ты должен быть расслаблен, и даже замедляешь свое сердце", - говорит Вильям Винрам.
На самом деле именно у покорителя глубин Вильяма Винрама, похоже, есть самый правдоподобный ответ на главный вопрос - почему?
"Ты приезжаешь в аэропорт, а там сотни людей, они лежат на полу, проходят секьюрити-чек. Потом ты возвращаешься домой, тебе надо оплачивать счета, отвечать на электронные письма. И это все вещи, о которых надо постоянно думать", - говорит Вильям Винрам.
Поэтому и некоторые люди просто хотят убежать туда, где все просто, как и тысячи лет назад, где нужно бороться изо всех сил, не чтобы заработать кучу денег и повысить свой статус, а чтобы испытать чистую радость от того, что ты просто живешь.