О чем нужно помнить родителям будущего первоклассника — советы психолога
Эксперты называют мобильный телефон лучшим другом первоклассника. По их словам, возможность на перемене позвонить маме и папе поможет малышу быстрее адаптироваться к школе и справиться со стрессом.
Можно использовать аппарат и как некий тест на зрелость. К примеру, если ребенок хвастается им перед посторонними - стоит тщательно проговорить с ним правила безопасности. Ну а если школьник постоянно говорит по мобильному - значит, он еще плохо понимает, что родители могут быть ограничены в средствах.
О чем еще нужно помнить родителям, которые собирают детей в школу? И какие ошибки могут навсегда отбить у малыша интерес к учебе?
Гость программы - кандидат психологических наук Анна Федосеева
- С походом в школу жизнь ребенка кардинально меняется. С чем родителям стоит познакомить его заранее?
"Безусловно, со школой, куда он будет ходить, с учителем, у которого он будет учиться. Ребенок должен быть настроен психологически. Школа - это не только красивый новый пенал, портфель, а школа - это еще и очень много интересных, новых знаний, способностей, открытий. И мотивация "Хочу все знать" очень важна в процессе адаптации в школе, и очень важно ее развивать еще до того, как ребенок туда идет", - говорит кандидат психологических наук Анна Федосеева.
- Ребенка ждет и смена режима дня. Как его правильно организовать?
"Ребенок должен делать уроки в первом классе оптимально полчаса. Чтобы это происходило очень важно организовать смену работы и отдыха. То есть ребенок пришел из школы, поиграл с игрушками, пообедал, отдохнул, сел за уроки, полчаса сделал, потом снова поиграл", - отмечает Анна Федосеева.
- А если ребенку тяжело перестроиться и пораньше ложиться вечером и раньше вставать?
"В этом случае можно заранее постепенно переводить ребенка на другой режим. То есть, начиная уже с сегодняшнего дня, ложиться на 15 минут раньше. В момент перестройки режима ребенка возможно родителям нужно тоже немножко изменить свои привычки и, возможно, либо раньше ложиться спать, либо вести себя тихо, чтобы ребенок мог уснуть", - говорит эксперт.
- А можно ли дома ребенку помочь стать более усидчивым, особенно очень активным детям, которые не привыкли сидеть на месте?
По словам психолога, этому способствуют игры. Даже такая игра, как прятки, вполне себе подходит для выработки усидчивости. "Второй момент - это небольшие 15-минутные занятия, которые построены по всем канонам школы. То есть подготовился, сел, послушал задание, выполнил это задание, получил качественную оценку и пошел заниматься чем-то еще. Это могут быть задания - нарисовать рисунок, сделать аппликацию, слепить что-то из пластилина", - отмечает кандидат психологических наук Анна Федосеева.
- Как сформировать у ребенка правильное отношение к оценкам и объяснить что это такое?
Кандидат психологических наук Анна Федосеева: "Когда первоклассник идет в школу, он очень хочет делать все на отлично. Он очень хочет, чтобы его хвалил учитель, чтобы радовались родители. Понятно, что любое новое дело не получается сразу. И если в этот момент родители говорят: "Мы в тебя верили, а ты не оправдал наши ожидания", то это прямой путь в детские неврозы. Родителям очень важно оценивать не самого ребенка, а то, что он сделал, то есть: "Ты молодец, но вот здесь лучше, если ты будешь делать не вот так, а вот так".
- Комната будущего первоклассника должна ли с походом в школу как-то кардинально поменяться? И как правильно организовать пространство?
"Очень важно, чтобы у первоклассника было свое место, свое рабочее место, чтобы это не было перед окном, которое отвлекает, или перед выходом из комнаты, где кто-то ходит, чтобы он сам его организовывал так, как ему нравится. И подготовка домашних заданий, подготовка своего рабочего места тоже очень важный момент входа во взрослую, в том числе в школьную жизнь", - сказала Анна Федосеева.
Не стоит описывать будущему первокласснику школу, как некое идеальное место, где всегда очень весело. Столкнувшись с реальностью, ребенок может испытать разочарование. Объясните ему, что некоторые задания иногда кажутся неинтересными, но их все равно нужно выполнять, чтобы стать умным и взрослым.
Крайне важно приучить ребенка усидчивости. Делать это можно во время игры. Предложите, к примеру, найти различия в похожих картинках, перечислить все предметы на столе, нарисовать что-то или слепить из пластилина.
На выполнение домашнего задания первокласснику не стоит тратить более 30 минут. При этом не нужно приступать к урокам сразу после школы. Сначала малышу надо отдохнуть, отвлечься от забот и только спустя пару часов приступать к занятиям.
Если у сына или дочки что-то не получается ни в коем случае не ругайте его. Психологи советуют: сначала похвалите ребенка за старание и за достигнутые успехи, а затем предложите вместе исправить ошибки.
Ну и конечно, объясните, что хорошие оценки - не самое главное в школе. Гораздо важнее приобретать новые знания и получать удовольствие от учебы.