Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 мая 2012, 21:19

Посиделки под открытым небом продолжила в Москве оппозиционно настроенная молодежь

На этой неделе в Москве продолжились акции оппозиционно настроенной молодежи – молодые люди, разбившие на газонах импровизированный лагерь, вместе с ним перемещались от Чистых прудов до "Баррикадной", конфликтуя с московской полицией. Это такая новая мода, называется "протестные гуляния". Немного щекочущая нервы, но, в общем, довольно безопасная игра. Молодежь собирается то тут, то там, вскоре приезжает ОМОН и начинается веселье. И каждая ночь приносит все новые и новые формы такого веселья. Особо бойких нарушителей порядка задерживают, штрафуют и отпускают гулять дальше. В общем, такой запоминающийся участникам карнавал, приятное средство от скуки для молодых студентов и работников офисов и, конечно, головная боль для полицейских.

После тяжелой ночи участники прогулки досыпают под памятником Булату Окуджаве на старом Арбате. Это третье или уже четвертое место сбора за неделю. Со счета сбились даже сами гуляющие, но точно знают – вряд ли они здесь надолго.

На Арбат вместе с другими Настя пришла с "Баррикадной", а туда – с Чистопрудного бульвара. А дальше – как получится. "Ну, мы будем дальше гулять. Вообще, на самом деле даже как-то какой-то стимул придает то, что нас разгоняют, гоняют с места на места, не успеваем нигде осесть", - рассказала Анастасия Зиновкина. "Люди как-то больше мобилизовались, и вещей меньше стало, и быстро собираемся очень, и готовы в любой момент в любое место придти и собраться", - добавила она.

19 мая, в субботу, долго ждать не пришлось - полицейские попросили разойтись: сон под памятником – уже не прогулка. Несколько человек, как обычно, задержали. Следом появились коммунальщики и собрали оставшийся после гулявших мусор. И так уже не один день.

Лагерь оппозиции на Чистых прудах у памятника поэту Абаю Кунанбаеву стал первым и пока самым основательным. Даже название было – "Оккупай Абай" по аналогии с американским "Occupy Wall Street" - "Захвати Уолл-стрит". Шумно и с размахом.

Среди обитателей лагеря немало приезжих и тех, кому спешить некуда - ни работать, ни учиться. К вечеру обычно народу становилось больше - многие приходили после трудового дня, и не просто погулять. "Раньше здесь были гопники и бомжи, а сейчас приятные люди, интересные лекции, пруды расцвели", - рассказывает Лиза Германович.

Темы лекций самые разные, но больше политические. История совсем не новая. Все вместе – часть так называемой технологии ненасильственного свержения власти. 200 способов такого свержения описаны в книге Джина Шарпа еще в 1993 году. Сейчас это уже практическое пособие, довольно эффективно показавшее себя в том числе и на Украине, и в Грузии, а потом в Тунисе и в Египте. Список вообще довольно длинный – в нем несколько десятков революций.

Кто-то приходил на Чистые пруды, чтобы вникнуть в детали, кто-то – по другим причинам. Но местным жителям новые соседи почти сразу не понравились. "И спят они там постоянно, пьют они не только чай, и спиртные напитки, им же холодно", "ночью крики, шум, детей нам приходится уже проводить не по Чистым прудам, а в обход, чтобы дети не задавали много нам вопросов, мы боимся за своих детей", "какая бы организованная ни была, это толпа, и если, не дай бог, что-то произойдет, куда они все побегут – они побегут во дворы, а во дворах дети, а здесь продленки до шести часов, вот чего мы боимся", говорят жители. В итоге жители обратились в суд, и суд обязал полицию акцию протеста прекратить.

Рано утром 16 мая, в среду, полиция предложила ночевавшим на бульваре "оккупантам" собрать вещи и уйти. Около 20 человек задержали, но через пару часов отпустили, как сказали в ГУВД, после профилактической беседы. В тот же день протестующие переместились в сквер на "Баррикадной". Жильцы соседней высотки явно не обрадовались. "Вот это вот точно нам не нужно здесь, у нас дети гуляют здесь, нам вполне комфортно без собраний и без тусовок", - говорит местный житель.

17 мая, в четверг, в сквере появилась полевая кухня, которую сотрудники полиции тут же забрали, по крайней мере 12 человек задержали. Среди них – те, кто пытался перекрыть Садовое кольцо и активно сопротивлялся. Женщина режет колесо полицейского автобуса, с сотрудника полиции сбивают головной убор… Видимо забывая, что и, то и другое – нарушение закона, как минимум, хулиганство, а то и нападение на представителя власти – уголовное преступление. И это не российское ноу-хау. В Израиле, например, за подобные действия легко оказаться за решеткой.

"Если это нападение не сопряжено с отягчающими обстоятельствами, это до 3 лет лишения свободы, и как минимум месяц минимальный срок заключения. Чтобы было понятно, просто толкнул полицейского - это уже нападение, и это такой случай. Если есть отягчающие обстоятельства разного рода, это до 5 лет", - рассказывает пресс-секретарь полиции Израиля Алекс Кагальский.

Организаторы оппозиционных гуляний обвиняли полицейских в излишней жесткости, правда, и тут, как нарочно, кадры задержаний в Германии: лагерь движения "Оккупируй Франкфурт" на этой неделе разогнали дважды, в среду и в пятницу. Во второй раз задержали 400 человек. И облитые краской полицейские явно не церемонились.

Лагерь у высотки на "Баррикадной" перестал существовать в ночь на 19 мая, субботу. Полицейские задержали около 20 человек. Потом, как обычно, отпустили.

А российские парламентарии на этой неделе задумались об изменении закона о митингах. Главный повод – события 6 мая, когда участники шествия прорывали оцепление и бросали в полицейских камни и бутылки. Депутаты предлагают закон ужесточить. Автор поправок Александр Сидякин уверен: штрафы за нарушения на митингах слишком мягкие.

"На сегодняшний день максимальная планка 5 тысяч рублей. Законопроектом мы предлагаем для юридических, для должностных лиц, 1,5 миллиона рублей, тех, кто препятствует проведению митингов и тех, кто принуждает к участию в митинге, а для граждан-организаторов предельный размер - миллион рублей", - рассказал заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции "Единая Россия" Александр Сидякин.

Кроме того, законопроект предусматривает ответственность за появление на митингах и шествиях в масках. Думская оппозиция к проекту отнеслась скептически: 1,5 миллиона - это слишком. Правда, законы стран с так называемыми развитыми демократиями предусматривают и более серьезные наказания. В Швейцарии, например, штраф за несанкционированный митинг - 100 тысяч долларов. В Германии - 15 тысяч евро или год лишения свободы. А в Америке за участие в акциях с оружием или с предметами, которые могут использоваться как оружие, грозит 10 лет тюрьмы.

О сумме штрафа, говорит Геннадий Зюганов, еще предстоит поспорить. Правда, и провокаций во время митингов допускать нельзя. Лидер КПРФ даже пригласил все оппозиционные силы присоединиться к коммунистическим акциям, а на модные теперь прогулки по Москве не торопится.

"Я за более энергичную и более конкретную манифестацию. Кстати, мы на свои приглашали всех, и всем дали слово, но было жесткое условие: друг друга не критикуем, вносим конструктивные предложения и не произносим лозунги, которые жестко нарушают закон. Должен быть элементарный порядок, тогда вас услышит страна", - сказал лидер КПРФ.

Конкретика – это как раз то, чего гуляющим по Москве и не хватает, уверены политологи. И вопрос, а что, собственно, дальше, так пока и без ответа.

"Ни одного реального политического требования там нет. Вот гуляем и все. Но мы намекаем своей прогулкой, что мы гуляем не просто так, ногами пошаркать, а мы гуляем в знак протеста, а вы этот намек должны понять. Вот это довольно точно характеризует ту сумятицу в мозгах, которая сегодня есть в обществе. Желание протеста есть, недовольство есть, но сфокусировать его в луч, сформулировать конкретно, чем вы недовольны, найти лидеров, которые могут вас объединить, увеличивать количество протестующих – ведь это главная задача протестующих – ничего этого нет", - говорит журналист, политолог Леонид Радзиховский.

Многочисленными протесты точно не назовешь, а требования вроде отставки Путина или новых выборов в Думу, и так выглядевшие невыполнимыми, становятся все более фантастическими. Последние данные опросов социологов для протестующих и вовсе оказались неутешительными: рейтинг доверия Владимиру Путину 55% - рост, по данным Фонда "Общественное мнение", 2% за месяц.

19 мая, в субботу, днем некоторые протестующие вернулись на Арбат – кто-то в ожидании перемен, а кто-то – очередной поездки в ближайшее отделение полиции. В городе уже назвали это вариантом игры "Казаки-разбойники". Каждый раунд, правда, заканчивается одинаково. Но новой игры пока не придумали.

Читайте также: