Главным ощущением последних месяцев стало ощущение кризиса
Словно бы у жителей всех стран и континентов не хватает сил осмыслить ушедший XX век и представить себе то, каким будет наш мир в наступившем XXI веке. Кризис в политике, экономике и в морали накладывается на общую безысходность современной цивилизации.
Шаг через порог столетия обычно составляет 10-15 лет. Первые симптомы и завязка будущей драмы нового века происходит именно с таким отставанием от календарного Ноля. Какова погрешность, когда за плечами остается тысячелетие, - большой вопрос. Еще больший вопрос, когда и главное как начинают проступать контуры будущего, когда речь идет о смене Эпох. Только сейчас, открыв для себя дверь и вступив в XXI век, мы слышим, как она уже захлопывается за нами, оставляя по ту сторону и тысячелетнюю европейскую культуру и двухтысячелетие породившего ее Христианства.
"История свою кровавую кашу продолжает круто заваривать, и что из этого получится, мы пока не знаем. Я считаю, что мы пока в первом веке нашей эры, когда ещё только начинается борьба Римской Империи с одной стороны с христианством, с другой – с Германскими дикими племенами. Мы находимся в одиннадцатом веке, когда сплачиваются из феодальной раздробленности какие-то национальные государства, и мы находимся в XXI веке, когда мы должны подвести какой-то итог всем нашим кровавым несуразицам, революциям и контрреволюциям, и Первой и Вторым мировым войнам XX века", – говорит историк Николай Лисовой.
Еще в середине 70-х годов прошлого века Элвин Тоффлер опубликовал в США книгу с малопонятным в те годы названием "Шок Будущего". Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытают люди, вызванный неслыханным темпом предстоящих культурных, экономических и политических изменений, приведет к психологическому онемению, к неадекватности, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Прошло 40 лет.
"Наша жизнь сегодня с полной отменой правил игры, когда тебе объявляют: так, правило номер один, правил больше не будет. Правил больше не будет - вот это ввергает в настоящий ужас. Потому что ты точно понимаешь, что мы на пороге времени, мы у врат времени. Но когда они откроются и в каком направлении и куда прыгнуть карпу? Вы знаете, по китайской традиции считается, что карп может один раз в 500 лет выпрыгнуть из воды и сделаться драконом. Только, простите, непонятно, когда в 500 лет и где в 500 лет, надо точно угадать место и время, - рассказывает журналист Сергей Доренко. - Мир становится гораздо более жестким. Я должен прыгнуть, незнамо когда и незнамо где, сделаться драконом, войти во врата будущего, но назад плюхнуться в воду уже нельзя, потому что вместо воды будет бетон, потому что правила меняются".
Человечество врывается в темноту тоннеля новой эпохи на огромной скорости с выключенными фарами. Минувшие, известные нам временные изломы, мы проходили значительно медленнее и сильно впереди всех неизменно был кто то кто нес свет.
"На самом деле выясняется, что сегодня тех идей, которые объединяют, могут вести человечество или отдельную страну вперед, нет. У нас нет ни новых Бокаччо и Данте в Италии, у нас нет нового Сервантеса в Испании, у нас нет Шекспира и Диккенса в Англии, у нас Толстых и Достоевских в России. И вот это ощущение того, что старые пути исчерпаны, а какие новые не наступили, это и рождает тревогу", - считает ректор театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.
Жизнеутверждающие иллюзии конца прошлого столетия рушатся одна за другой. Коль скоро Господь оставил нас, цивилизацию спасет обожествленный свободный рынок. Общество потребления и капитал - вот путь в светлое будущее. Свой новый век человечество начинает в средневековых войнах за ресурсы и в экономическом тупике сопоставимом с концом феодализма.
"Сегодня мы оказались в ситуации, когда нам снова нужно менять новую базовую модель экономического развития. Мы ещё не знаем, какой она будет, потому что тогда это длилось пару веков каждый раз – смена, я думаю, что сейчас это будет быстрее, но проблема назрела. Беда состоит в том, что это невозможно описать на языке экономики, на современном западном языке", – говорит экономист Михаил Хазин.
Поколение, пережившее Холодную войну с мечтой о космосе, о покорении Вселенной, с ужасом наблюдает, как с каждым часом обесценивающиеся миллиарды тратятся на противоракетную оборону и системы ее преодоления. В непрерывном гуле апокалиптической информации все реже проскакивают сообщения об открытиях, достойных серьезного разговора о Будущем.
"Основная идея моей книги состоит в том, что в наше время наука обречена пасть жертвой собственного успеха. Я думаю, что вот-вот мы дойдем до своего предела познания. Нет, мы безусловно двинемся дальше в том, что касается улучшения стандартов жизни. Но в том, что касается ответов на самые глубокие вопросы - каково происхождение Вселенной, откуда она появилась - нам, похоже, придется довольствоваться неопределенностью", - говорит автор книги "Конец Науки" Джон Хоган.
Современные люди, все ускоряя темпы перемен, уже навсегда порвали с прошлым. Мы уже отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Нынешние информационные технологии, разогнавшие мир до сверхъестественных скоростей, вынуждают целые общества менять свою структуру. Но есть ли гарантия того, что этот информационный вихрь все быстрее раскручивающий планету, в какой-то момент не стихнет...
"Думаю, скоро эта неизбежность - возвращения в оффлайн - станет очевидной - грядет технический кризис интернета. Сегодня у нас наблюдается перегрузка сетей огромным количеством данных, в основном, видеоданных. Нарастает киберпреступность. В сети у людей крадут их личные данные - этот процесс может привести к Кибервойне. Интернет может погрязнуть в таком кризисе, который преодолеть не представляется возможным. И это возвращение оффлайн в ближайшее годы, которое я предсказываю, не будет добровольным, оно станет вынужденным", - считает основатель "Института Будущего" (Франкфурт-на-Майне) Маттиас Хоркс.
Бесконечные вариации на тему конца света, сопровождающие просвещенное человечество все последние годы - лучшее свидетельство того, что конец света уже наступил. Мы в темноте. И главный вопрос сейчас в том, каким будет прорыв к свету и чем он будет сопровождаться. Потому что от этого, в конечном счете, будет зависеть то, что мы увидим, когда прозреем.
"Обсуждая все эти вопросы, мы должны в первую очередь спросить себя - а готовы ли мы к завтрашнему дню?! Я считаю, что никто пока не готов к Будущему, если уж говорить начистоту!" - говорит американский футурист, автор книги "Шок Будущего" Элвин Тоффлер.