Главной темой международной политики остается ситуация вокруг Сирии
На этой неделе Генеральная ассамблея ООН под давлением Западных стран приняла резолюцию с требованием отставки законных властей в Дамаске. Эта резолюция носит рекомендательный характер, но она - часть новой технологии по усмирению неугодных, за ней следует создание так называемого комитета друзей Сирии. Это друзья боевиков и повстанцев, с помощью натовской авиации приводящие их к власти, а затем присваивающих богатства страны, как это было в случае с Ливией.
Хомс в огне. Автоматные очереди сменяются залпами из танков и тяжелой артиллерии. По словам очевидцев, город обстреливают из ракетных установок, каждую минуту раздается до четырех взрывов. Правительственная армия по заявлениям оппозиции штурмует город.
Данные о жертвах противоречивые. Оппозиция говорит о сотнях убитых мирных жителях. В официальных сводках среди погибших - "вооруженные бандиты" и солдаты правительственной армии. В военный госпиталь под Дамаском каждый день привозят до 50 раненых. "В меня попал снайпер, это был профессионал. Они ставят растяжки с гранатами, оружие у них самое современное. Мы воюем против серьезного противника, который имеет хорошую воинскую подготовку", - рассказывает один из них.
"Мы сражаемся не против мирных жителей, такое могут сделать только военные. Среди боевиков очень много наемников из Африки, из Ливана, Ирака", - говорит другой.
О том, что среди повстанцев немало наемников, в Сирии говорят многие. По некоторым данным, в Хомс они попадают через подземные тоннели. Через них же в город доставляют оружие. Тоннели сделали несколько лет назад, якобы для прокладки коммуникаций. Публицист и специалист по ближнему востоку Тьерри Мейсан утверждает, что основные лагеря наемников находились на территории Ливана.
"Большая часть участвующих в конфликте в Сирии пришли из-за рубежа, при поддержке НАТО или Совета стран Персидского залива, они используют высокотехнологичное оружие, в частности, автоматическое оружие, специально разработанное для ведения огня в городе, высокотехнологичные системы ночного видения, связи и так далее, ливанская армия захватила огромный арсенал в Триполи, в городке на севере Ливана", - рассказывает Тьерри Мейсан.
Какие города в Сирии контролируют мятежники, сказать точно никто не может. Ситуация меняется несколько раз за день. Перестрелки бывают и на окраине Дамаска. В район Базра на неделе ввели подразделения элитного спецназа. Военные блокировали все улицы и переулки. Ловили тех, кто утром стрелял по солдатам на блок посту. Тех, кто им помогал, арестовывали.
Бедный пригород Дамаска. В нем и проходят митинги оппозиции. Полицейские и военные наведываются сюда постоянно. Ищут тех, кто против Президента, а также оружие и боеприпасы. На дороге можно встретить черные следы от сгоревших покрышек. Когда они горят, поднимается густой черный дым, который видно издалека. Кадры с черными столбами дыма можно увидеть на западных телеканалах. Их выдают за места боевых сражений. Хотя многие уже знают, что это не так. Карин Лейкефельд, журналистка авторитетной немецкой газеты, о событиях в Сирии пишет с 2010 года: "Как журналист, я в шоке, - говорит она. - Я вижу, что западная пресса освещает события односторонне, журналисты не вдаются в детали, пишут и говорят только про оппозиционные группы, которые сражаются с режимом; они возлагают всю ответственность за происходящее на правительство, армию и службы безопасности, в то время как по своему личному опыту и по многочисленным интервью со многими людьми, которые я проводила, я понимаю, что они ошибаются".
Так называемая "свободная армия" открыто заявила о начале наступательных действий. Взрывы в Алеппо 10 февраля наглядный тому пример. Теракты боевики устраивают, как правило, в выходной, в пятницу, поэтому два дня назад столица Сирии напоминала город призрак. Прохожих нет, поперек многих дорог - грузовики которые блокируют подъезды к военным и полицейским объектам.
Имам Мухаммад Садык сразу после теракта в Алеппо в своей проповеди осудил тех, кто поддерживает повстанцев. Через несколько дней его убили. В день похорон имама запись проповеди показывали по всем сирийским телеканалам: "Позор тем, кто с минаретов призывает вооружаться, тем, кто призывает с минаретов выходить на демонстрации, кто призывает к хаосу, и тем, кто получает приказы от разных людей из-за границы и кто несет хаос в общество. Они хотят чтобы стало больше крови проливаемой народом в нашей стране! Мы же хотим, чтобы в Сирии была безопасность и был мир. Я призываю всех священнослужителей заклеймить позором тех, кто устраивает взрывы".
Наши соотечественники стараются лишний раз не выходить на улицу. Закрыта школа при российском посольстве. Об эвакуации речи пока не идет. Но желающих уехать все больше. Ольга не хочет показывать свое лицо. Говорит, что даже садиться в такси уже не безопасно. Особенно после того, как в эфире арабского телеканала "Аль-Джазира" выступил один из противников действующей власти, с призывом ко всем своим сторонникам.
Пресс-секретарь Главного муфтия Сирии Шейх Абдул Джалил аль-Саид говорит: "Америка поменялась ролями с вашей Россией, чтобы помочь России вернуть ее утраченную роль в мире. Америка сказала России выступить против свержения режима Асада, но вы же должны знать, что ваша база, интересы, специалисты и люди станут целями для армии освобождения Сирии. Это не просто угроза, а приказ, который отдан и будет исполнен. Всякий русский станет целью не только в Сирии, но и везде, где его найдут".
"По телевидению была прямая угроза: за каждого арабского ребенка будет убит русский человек; арабы вообще много говорят, но иногда они делают, и если они это делают, это очень страшно", - рассказывает Ольга.
В сирийских СМИ главная новость - референдум по Конституции. Президент назначил дату 26 февраля. Текст опубликован в газетах. На телевидении обсуждают конституцию с ее авторами. Один из них - доктор Кадри Жамиль. Он объясняет: принципиальное отличие нового документа в равенстве всех партий. До этого в конституции говорилось о руководящей роли партии "Баас". Президента будут выбирать на всеобщих выборах как минимум из двух кандидатов, раньше был референдум о доверии.
"Эта конституция дает право менять президента, раз будут выборы. А как менять? Переворотом? Модели египетская и тунисская показывают, что под лозунгом менять режим меняли только президента, а система осталась, режим остался; мы пойдем другим путем - мы будем менять режим, пусть через это народ подумает, как будет избирать своего президента", - говорит доктор Кадри Жамиль.
Оппозиция, которая воюет с властью, не признает реформ. Их требование одно - отставка Президента. Звучат призывы и бойкотировать референдум. Некоторые сирийцы опасаются, что в условиях боевых действий в стране голосование вообще вряд ли состоится.