Полвека назад советского разведчика обменяли на сбитого американского летчика
Возвращение резидента. 50 лет назад произошли события, которые и сегодня называют сделкой века. Легендарного советского разведчика Абеля обменяли на американского летчика - Пауэрса. Об этом много написано и снято, но даже спустя десятилетия, тайн и вопросов не мало.
Это была ненужная слава. Полвека назад про него писали все газеты и рассказывали все телеканалы США. Новость номер один: ФБР удалось схватить русского разведчика Рудольфа Абеля. Правда тогда американцы даже не догадывались, сколько имен у этого человека и насколько он крупная рыба. Вильям Генрихович Фишер - главный советский резидент в Соединенных Штатах.
"Он был совершенно не спортивный, ни плавать, ни физзарядкой - никаким спортом он не занимался. Единственный спорт - это бильярд, он умел играть и за грибами ходил. По самоучителю выучился играть на 6-струнной гитаре, не просто трынькал, а играл серьезные вещи по нотам", - рассказывает приемная дочь разведчика Р.И. Абеля Лидия Боярская.
Он и в жизни вел серьезную игру и делал это как по нотам. Близорукому, небольшого роста мужчине почти 10 лет удавалось выведывать атомные секреты Вашингтона. Москва получала ценнейшие сведения на старте гонки вооружений. В США его знали как Эмиля Гольдфуса - человека невероятно талантливого.
"Он писал картины. В Америке дошел до того, что стал портреты писать", - рассказывает ЛидияБоярская.
В иных красках жизнь разведчика была после 1957 года. Его арестовали по доносу связника. В тюрьме Вильям Фишер и назвался Рудольфом Абелем - именем старого друга. Это был сигнал центру - резидент не пошел на контакт со спецслужбами США. Советского разведчика суд Нью-Йорка отправил в тюрьму на 30 лет. Он отсидел первые пять. Потом его обменяли на трех американских шпионов, пойманных в СССР.
"Если говорить откровенно, обмен не равноценный. Можно было за Фишера-Абеля дать десятерых. Это были мелкие сошки по сравнению с великим разведчиком Фишером", - считает журналист Николай Долгополов.
КГБ и ЦРУ обменивались разведчиками в Берлине. Место встречи - Глиникский мост. После этого его еще стали называть мостом свободы или мостом шпионов. В Советском Союзе на основе событий сняли фильм – "Мертвый сезон". Первые кадры ленты. Зрители видят не актера, а человека, который невольно стал соавтором сценария.
Перед съемками полковника долго гримировали. Чиновники Госкино не хотели, чтобы с экрана говорил лысый человек. Для него пришлось делать накладные волосы. И еще одно, пожалуй, главное несоответсвие с реальной историей - сцена обмена. Ее снимали не в Берлине, а на шоссе в Подмосковье. Мост, по которому шли актеры, был уже и короче. Они быстро встретились.
"Задержаться на середине моста, еще и заглянуть другу другу в глаза актеров попросили для пущей убедительности. В реальной жизни их прототипы этого не делали. Разведчики шли на другую сторону без остановок, спешили к своим", - рассказывает корреспондент Денис Давыдов.
"Абель, который провел несколько дней вообще в клетке, в тяжелом ожидании, шел по мосту и ежился. У нем была кепочка и какой-то балахон", - рассказывает журналист Николай Долгополов.
Прямиком с моста коллеги повезли русского полковника в берлинский магазин одежды. На родину он вернулся в новом костюме и, как оказалось, с новым именем. Вильямом Фишером весь остаток жизни его мало кто называл. Для большинства он так и остался Рудольфом Ивановичем Абелем.