Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 февраля 2012, 14:17

Как трактовать некоторые положения ПДД, решал Верховный суд

Вопрос, волнующий миллионы российских автомобилистов, решался в Верховном суде. Речь шла о трактовке спорных моментов в правилах дорожного движения: считать ли выездом на "встречку" обгон, завершаемый через сплошную разметку. Считать ли всех водителей, кто совершает подобный маневр, злостными нарушителями и отбирать у них права, или же принимать решение по каждому эпизоду отдельно, с учетом конкретной дорожной ситуации? Верховный суд внес ясность. В каком случае - штраф, а в каком - лишение?

Автомобиль пересек сплошную линию, несколько метров двигался по "встречке". На кадрах отчетливо видно, как внедорожник обгоняет впереди идущий транспорт по правилам, а заканчивает маневр с пересечением сплошной. Инспекторы хотели лишить водителя прав. Однако женщина настаивала, что знак и сплошную она не увидела. Впереди шла грузовая машина. "Я ходатайствовала о том, что нужно переквалифицировать мою статью, с 1215, часть 4 на 1216, часть 1 – "нарушение правил дорожной разметки и знаков". То есть я не отрицала, что я завершила обгон через сплошную линию, но и за это готова была ответить. В результате штраф 300 рублей", - рассказывает Вероника Демина.

А вот Виталию Толмачеву за аналогичное нарушение отделаться штрафом не удалось. Его лишили прав на 4 месяца. Молодой человек рассказывает: перед его машиной резко затормозил автобус. Чтобы избежать столкновения, Виталий выехал на соседнюю полосу. Сплошную не увидел. Оказался на "встречке". "В такую погоду, когда грязная дорога, когда снег лежал, очень сложно. Она не сплошная, а на схеме, составленной сотрудником ДПС, она сплошная до самого перекрестка и даже дальше", - отмечает Виталий Толмачев.

За одно и то же нарушение, один инспектор может лишить прав, другой - выписать небольшой штраф. Получается, на дороге можно играть не по правилам, а правилами. Типичная ситуация: водитель на задней передаче въезжает под "кирпич". Лишение прав до полугода или штраф 5 тысяч рублей. Однако если эту ситуацию рассмотреть уже в зоне действия знака - ответственности не будет. От чего все зависит - можно только догадываться.

Хорошо зная правила дорожного движения, на самом деле можно оспорить многие нарушения. Большого ума здесь не нужно. Этим часто занимаются некоторые госавтоинспекторы и некоторые водители.

Почти 30 лет Вячеслав Воробьев работает инструктором по вождению. За рулем - полвека. Но даже он, опытный водитель, знающий правила от и до, признается: иногда вынужден их нарушать. К примеру, когда на пути встречается сломанный автомобиль. Не пересекая сплошную, его не объехать. С одной стороны, правильно: нарушил – ответь, с другой - выбора не было, ведь иначе не проехать. Замкнутый круг.

И выход из него эксперты видят только один. "Надо написать правила дорожного движения так, чтобы не было возможности разных толкований. Мы сейчас находимся примерно там, где находились США в 50-х годах. И вот представьте, чтобы парковку в 2 рядах побороть, им потребовалось 18 лет. Причем ужесточение было очень серьезное", - говорит автомобильный обозреватель Александр Пикуленко.

Мнение сотрудников ГИБДД на этот счет однозначное: заканчивать обгон водитель должен исключительно по прерывистой. И ни как иначе. А чтобы избавиться от разночтений, инспекторы обратились к представителям Фемиды. Подготовили проект, который предписывает судьям однозначно трактовать обгоны с нарушением правил. Самые страшные ДТП, в которых в год гибнут сотни человек, происходят именно по причине выезда на "встречку".

"Опасность нахождения там оценивается абсолютно субъективно. Водитель говорит: я проехал 1 метр и ничего страшного не совершил, другой говорит: там никого не было, я поэтому проехал 15 метров. Находиться на полосе левее сплошной разметки - это уже противоречит вообще правилам дорожного движения", - считает заместитель начальника ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.

Правозащитники тоже обратились в суд. Они сетуют на качество линий разметки на российских дорогах. Не всегда видно, что прерывистая скоро станет сплошной. Это во-первых. Во вторых, вернуться с свой ряд водителям иногда просто невозможно: не пропускают другие автомобили. После долгих обсуждений суд встал все же на сторону автомобилистов.

"Каждая дорожная ситуация имеет свои особенности, конкретные положения. Суды должны принимать в каждом конкретном случае особое решение и устанавливать вину тех или иных лиц, нарушивших правила дорожного движения", - заявил судья Верховного суда РФ Владимир Меркулов.

В итоге правила не изменили и даже не внесли никакие поправки. Служители Фемиды подчеркнули: они тоже за безопасность на дорогах, но считают неправильным однозначно лишать прав за завершение обгона по встречной. Ситуации бывают разные и рассматривать их нужно в индивидуальном порядке.

Читайте также: