В Подмосковном музее техники открылась выставка «Гараж страны Советов»
Посетителям предлагают посмотреть на машины, которыми пользовались, например, Юрий Гагарин и Никита Хрущев.
"Серый автомобиль в 1961 году встречал Юрия Алексеевича Гагарина после его полёта в космос", - говорит об одном из экспонатов экскурсовод Виталий Рольщиков.
На исторических кадрах - тот самый, музейный, ЗИЛ 111-В. Гагарин стоя приветствует советский народ, покоривший космос. Как он не упал? В смысле, пока ехал по улицам Москвы. Просто держался за парадную ручку.
Здесь можно посмотреть, на чём ездили на работу советская элита. От генсека до директора колхоза. Директор, скорее всего, на "Победе", если колхоз - миллионер. Если убыточный - на обычном "Москвиче". А вот у высшего руководства простых машин не было.
"Снаружи не видно, что автомобиль бронированный. Только если при ближайшем рассмотрении можно это понять", - поясняет экскурсовод Виталий Рольщиков.
Стёкла толщиной почти восемь сантиметров, склеенные специальным канадским клеем. Его видно между слоями. Увеличенные колёса - машина для спецпассажира весит 5 тонн. Как грузовик.
По словам экскурсовода Виталия Рольщикова, на одной из машин, представленных в музее, "ездил Сталин в своё время". "Вообще ему порядка шести машин подавали каждый раз, когда он собирался куда-либо поехать", - добавляет экскурсовод.
ЗИС-115 - почти лимузин. Не хватает перегородки за спиной у водителя. Бывший хозяин велел не делать: "Мне от народа скрывать нечего".
Кстати, Иосиф Сталин никогда не ездил ни на переднем, ни на заднем сидении. По сведениям историков, он всегда сидел посередине. Здесь есть специальное откидное кресло - страпонтен. Таким образом, если стреляют сбоку - попадают в бронированную дверь, если сзади - в сопровождающего, спереди - в водителя. Сам Отец Народов фактически неуязвим.
Правда, другие историки считают, это легенда. Не тот характер был у Сталина, чтобы пустить кого-то за спину. А другую машину точно создали по заказу Хрущёва. Он любил выехать в поля: ну, не на тракторе же. Вот и построили фаэтон-внедорожник ЗИС-110-П. Полный привод, высокая посадка. Никита Сергеевич был в восторге.
Это сейчас на всех экспонатах музея техники - парадный лоск, после реставрации. Изначально - следы беспощадного времени. Их убирают месяцами и даже годами историки, инженеры, реставраторы.
"Машины приходят мёртвые. И из тех фрагментов нам, путём неимоверных усилий нужно дать вторую жизнь автомобилю. Это трудно, это долго, это дорого", - говорит гендиректор реставрационной мастерской Музея техники Юрий Костькин.
Главный принцип - никаких современных деталей. Ищут оригинальные, по всему миру. В крайнем случае - точные копии.
За 10 лет он собрал в своём музее техники сотни уникальных экспонатов. Автомобили, танки, самолёты. И что-то вообще трудно опознаваемое. Найти и отреставрировать всё это - дорого. Но вряд ли поддаётся оценке.
"Мы все для чего-то живём. Я считаю, что если у тебя есть возможность создать и оставить Родине, а она была у нас и есть, оставить хороший культурный проект, который будет нужен людям - человек обязан это сделать", - говорит основатель Музея техники Вадим Задорожный.
Автомобили здесь в последнюю очередь средства передвижения. Это роскошь и красота. А главное - отражение истории, в каждой хромированной детали.