Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Большой Ближний Восток балансирует на грани большой войны. Война уже идет, по сути, в Сирии, объявленной последним бастионом на пути тотальной арабской демократизации. Забавно, что во главе этой демократизации оказались салафитские монархии Персидского залива, где никаких признаков демократии отродясь не наблюдалось. Недавно один из таких записных демократов эмир Катара заявил, что в Сирию надо послать иностранные войска. При этом не секрет, что главной целью демократизаторов остается Иран.
Как заявил министр обороны США Леон Панетта, есть 2 красные линии, которые Тегеран не может перейти: "Мы не допустим его до обладания ядерным оружием, и другая красная линия - они не могут блокировать Ормузский пролив". Заявление последовало в ответ на угрозу Ирана перекрыть этот стратегический путь транспортировки нефти в случае атаки на Иран. Одновременно США добиваются введения полного эмбарго на поставки нефти из Ирана. Саудовская Аравия уже пообещала компенсировать недопоставки нефти в случае введения санкций. Иран, в свою очередь, заявил, что будет рассматривать такие действия как враждебный акт.
Сейчас американцы выкручивают руки Европе с целью склонить ее к санкциям. Ближайшее будущее покажет, способна ли Европа, и так находящаяся на грани краха, защитить свой элементарный интерес. Поскольку ее зависимость от поставок углеводородов на порядок выше, чем у Соединенных штатов. При этом что поражает: это формальный повод для всего этого дикого кипежа. Какой ужас! Иран обогащает уран до 20%! И сам об этом нагло заявляет!
2 года назад в программе "Однако" было рассказано об истории с обеспечением топливом реактора медицинского исследовательского центра в Тегеране. Он производит изотопы для онкологии и существует уже 30 лет под контролем МАГАТЭ. Использует 20-процентно обогащенный уран. Иранцы запросили разрешение закупить новую партию топлива на основании стандартной процедуры. В ответ были предложены откровенно издевательские условия. А когда Иран потребовал гарантий, что в результате он получит искомое топливо, последовал отказ.
"Ах, так! - сказали иранцы. – Ну мы сами будем делать эти стержни". Что, собственно, и сделали. И о чем, естественно, оповестили. Напомним, тогда иранцы умели обогащать до 3,5%. Для медицинского реактора нужно до 20%, а для военных целей - до 90%. Вот, собственно, о чем весь базар. На самом деле, выясняется, что для санкций вообще никаких формальных поводов не требуется. Поводом для санкций как раз служит отсутствие формальных поводов.
Израильская газета "Гаарец" сообщает об отчете об иранской ядерной программе, подготовленный к визиту в страну главы Комитета начальников штабов армии США генерала Демпси. Суть отчета: власти Ирана пока не приняли решения о создании атомной бомбы. Но, как отмечает "Гаарец", Иран продолжает развивать ядерную программу, и не ясно, когда будет принято решение о создании ядерного оружия. При этом, по мнению газеты, главная тема переговоров Демпси - уговорить Израиль не принимать односторонних мер против Ирана.
Израиль рвется ударить по Ирану с криком: "Держите меня крепче!" Американцы делают вид, что держат его за руки, и требуют санкций. Саудиты и компания, как известно, давно науськивают американцев вдарить по Ирану, поскольку видят в нем единственного конкурента в борьбе за тотальное влияние в исламском мире. Однако война практически неизбежна. Не из-за саудитов, Израиля или иранской ядерной программы, а потому, что она нужна Америке. У американцев есть причина для войны - кризис. История не знает более действенной и весомой причины для войн. А есть причина - повод найдется.
Однако, до свидания!