Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
3 января 2012, 21:12

Горы хлама стали источником вдохновения для художников

Увидеть жемчужину в ворохе ветхих вещей - это принцип необычной коммуны художников, которая обосновалась в американской глубинке. Представители сообщества считают, что ненужных предметов не бывает, а свалки похожи на запасники знаменитых музеев. Некоторые психологи, пожалуй, поставили бы членам коммуны диагноз "собирательство" - неспособность избавиться от старых пожитков. Но сами художники уверены - они просто находят прекрасное в самых обыденных вещах.

Двери открываются, и вы попадаете в один из самых невероятных домов: он скрыт в глубине Америки, а внутри него - сокровища. И живет среди них необычная коммуна художников под названием "Elsewhere", что переводится как "где-то там".

Где-то там, в 30-х годах XX века началась удивительная история. В одном из домов располагалась комиссионка. Ее хозяйка Сильвия Грей всю жизнь скупала подержанные вещи и перепродавала их. Это была настоящая страсть. Не все из ее покупок удавалось реализовать, но это ее не останавливало.

Потом она умерла, и никто из ее наследников не понимал, как распорядиться этим странным имуществом до тех пор, пока в этот город Гринсборо не приехал внук Сильвии Грей - молодой писатель Джордж, решивший просто показать приятелям-художникам бабушкины сбережения - те ахнули!

"Астрономические количества! Все было разложено по сумочкам, перевязано и упаковано с индивидуальными надписями, иногда сгруппировано забавным образом, рулоны тканей и тесьмы, пуговицы, книжные контейнеры, игрушки, техника!" - рассказывает внук Сильвии Грей, директор музея-коммуны "Где-то там" Джордж Шиир.

"Здесь были горы и горы вещей. Стены были увешаны сотнями и сотнями красивейших платьев. Джордж сказал: "О! запакуй-ка в коробку все, что тебе нравится!" И я сказала: "Как же я могу выбрать!" Все выглядело таким волшебным, и у всего была своя причина оказаться тут. Ты чувствовал себя первооткрывателем в этом мире сокровищ!" - вспоминает директор музея-коммуны "Где-то там" Стефани Шерман.

Тогда-то и родилась идея - всем вместе создавать инсталляции из предметов старины. Потом к ним стали приезжать друзья и друзья друзей. Так появилась коммуна, а в ней правила: ничто из вещей нельзя выносить из дома и ничего вносить; создавать художественные инсталляции можно только из того, что имеется и ничего из созданного не может быть продано. Любой заезжий художник может 2 месяца жить здесь бесплатно, лишь скидываясь еженедельно по 30 долларов на еду. Стараниями бабушки в доме оказалось абсолютно всё необходимое для жизни, включая кровати, подушки и белье - это все часть здешней коллекции.

Как человек, переживший Великую американскую депрессию, бабушка Сильвия Грей была уверена, что ненужных вещей не бывает. Поэтому если время предлагало ей что-то, она не упускала возможности. Так, после Второй мировой комнаты начали оккупировать не шляпки-туфли-бусы, а палатки, походные мешки, котелки, ими уставлены все полки, противогазы. В общем, всей этой амуниции хватило бы на целый батальон.

Еще нетронутых материалов хватит на много лет вперед. Из бесчисленных рулонов тканей здесь выстраивают дома-лабиринты. На потолке - сердце, выложенное из туфель. В зоне отдыха можно найти покой на перинах из километров тесьмы, или медитировать в тишине театра, где актеры - куклы-марионетки. Было бы странно, если б здесь не появилась комната с привидениями - они живут только во тьме на дамских сорочках и исчезают с появлением света.

"Когда мы приехали в Гринсборо, это было как в кино, по сюжету которого люди покинули город. Вдоль улиц посмотришь - никого, кроме бомжей. И всего одно кафе. Мы стали думать, как оживить депрессивный город", - рассказывает Стефани Шерман.

Сначала удивлялись зародившейся жизни случайные путники, потом начали появляться туристы, вместе с ними магазины и кафе, а значит - и рабочие места. В город возвращались люди. Из оборудованной в доме студии им начали рассказывать новости - так впервые появилось и местное радио.

"Здания стареют - их сносят, вещи стареют - их выбрасывают. Американцы все время хотят нового притом, что сама история страны относительно новая. Наверное, нам важно научиться, сохраняя старое, становиться частью чего-то нового", - считает Джордж Шиир.

За несколько лет в этом странном доме перебывали сотни художников со всего мира, а он, меняясь сам и меняя все вокруг, неизменно продолжает жить "где-то там".

Читайте также: