Президент Дмитрий Медведев о том, как жить студентам в России
Президент России Дмитрий Медведев на этой неделе общался со студентами - разговор был о том, как молодые люди могут совмещать учебу и работу, а также о перспективах молодых специалистов, покидающих вузы. Глава государства рассказал о собственном опыте студенческих времен и поручил руководителям вузов создавать рабочие места для своих студентов.
Перфорированная кожа, навигационная система и отделка редким африканским деревом бубинга. Такой же "Лексус" стал новым приобретением Уральского экономического университета. За 3 миллиона 750 тысяч рублей. Впрочем, дорогих покупок в российских вузах немало - о некоторых студенты рассказали на встрече с главой государства.
"Российская таможенная академия в этом году закупает пять машин общей стоимостью 16 миллионов 670 тысяч рублей. Очень странная сумма, непонятно зачем такие дорогие автомобили - марки Mercedes-Benz?", - спрашивает председатель Российского студенческого союза Артем Хромов.
"Если это закуплено для того, чтобы другие структуры ФТС пользовались, тогда это неправильно. Если нужны какие-то автомобили, пусть закупают централизованно. Причем желательно разумных потребительских свойств и стоимости, - заметил Дмитрий Медведев. - А если это прямо на академию закупается, то это повод, чтобы разобраться. Я хочу, чтобы руководитель таможенной службы на этот вопрос ответил: зачем таможенной академии такое количество "Мерседесов" или еще чего-то".
Ответ появился уже на следующий день. В виде сообщения на сайте академии. Оказалось, купили только два "Мерседеса": "Два легковых автомобиля Мерседес-Бенц Е-350 общей стоимостью 5,88 млн. рублей предназначены для обеспечения встреч глав делегаций таможенных органов стран, входящих во Всемирную таможенную организацию. В рамках международного сотрудничества Российскую таможенную академию посещает до 50 делегаций стран-участниц ВТамО в год. Президенту РФ по существу вопроса сегодня было доложено".
Закупка, говорят в академии, - абсолютно законная, машины покупали на внебюджетные средства. Тоже самое и в других вузах, потративших миллионы на дорогие автомобили. Впрочем, председатель студенческого союза Артем Хромов говорит с законностью никто и не спорит - вопрос к справедливости таких приобретений.
"Мы понимаем, что это те средства, которые на самом деле не были направлены на ремонт общежития, у которых обрушаются потолки, где просто бегают мыши и где живут клопы", - говорит председатель Российского студенческого союза Артём Хромов.
Полусгнивший пол, падающая штукатурка и туалет, в который страшно зайти - общежитие радиотехнического университета в Рязани. Два корпуса уже отремонтировали - два других пока ждут.
"Протекающие потолки не дают возможности, видимо, вкрутить лампочки. Даже зайти сюда по скрипящему полу очень опасно, а уж не то, что мыться здесь", - рассказал Андрей Ерошин.
Такие условия в российских вузах не редкость. Так выглядят некоторые комнаты даже в главном здании МГУ на Воробьевых горах. Там же интернет-кабель, протянутый из окна в окно, - сеть в буквальном смысле. А вот еще одно общежитие московского университета - единственный душ на пять этажей.Жить в таких местах не просто некомфортно - порой невозможно.
И проблема эта вовсе не новая. Президент вспомнил свои студенческие годы: "В нашем Ленинградском государственном университете общежития были такие, что туда без слез невозможно было заходить. Я сам-то был из Питера и жил дома. Но когда я заходил в общагу к своим товарищам, я думал о том, что люди здесь не только спят, но и как-то здесь учатся и даже, в конечном счете, получают неплохие отметки, знания приличные демонстрируют. Так было, и, к сожалению, ситуация существенно не изменилась".
"Нам нужно не только вести реконструкцию существующих зданий, но и строить новые. Общежития для студентов должны быть комфортными, там не должно быть какой-то роскоши - достаточно посмотреть на западные аналоги - но здесь должна быть вся инфраструктура, которая сегодня необходима студентам для получения знаний", - сказал Президент.
Ремонт в комнатах общежитий студенты часто вынуждены делать за свой счет, а денег, конечно, нет часто даже на еду. Вот и приходится Александру Журило каждый день превращаться из историка в автослесаря. Работа порой мешает учебе, но иначе не проживешь.
"Я вчера пришел сюда после учебы в пять часов и ушел отсюда сегодня с утра на учебу. Всю ночь работал и опять пришел работать", - рассказывает студент Александр Журило.
О том, чтобы жить на стипендию, никто и не думает - вряд ли это возможно. И хотя со следующего года появятся именные президентские стипендии - 7 тысяч для студентов и 14 для аспирантов, едва ли это избавит от необходимости работать.
Впрочем, Президент уже на второй на этой неделе студенческой встрече, на этот раз в школе управления "Сколково", говорил: стипендия - это не зарплата и зарплатой никогда не была.
"Если вам кто-нибудь когда-нибудь расскажет, что при советской власти (а я учился с 1982 по 1987 год) стипендия позволяла достойно жить, скажите ему, что это чушь, или можете даже грубее. Целью государства не может быть выплата стипендий, на которую студент может более или менее безбедно жить. У государства нет таких возможностей, это первое, - сказал Д. Медведев. - И второе, если говорить откровенно, – таких стипендий нет ни в одной стране мира. Потому что это же не форма материальной поддержки, а просто такая помощь для решения каких-то частных задач".
"Я работал, правда, тогда возможностей заработка были гораздо скромнее, - поделился воспоминаниями Президент. - Сейчас многие студенты могут работать у себя на факультете, в университете, в бизнесе можно что-то найти. Тогда вообще ничего не было. Я, вот, работал дворником в кинотеатре".
Проблему, по словам Дмитрия Медведева, должно решить сотрудничество вузов и бизнеса. И такие примеры уже есть. Евгений Суббот начал разрабатывать информационную систему еще студентом. Сейчас он сотрудник компании, открывшей в его институте собственную кафедру. Евгений уверен, что такой путь для многих станет оптимальным.
"Студенты не сидят там, не разрабатывают какие-то формулы, которые ни к чему не привязаны, а реально работают на производство. И работают на какой-то реальный конечный продукт, который будет потом где-то реализован. Это очень важно", - сказал главный инженер проекта телекоммуникационной компании Евгений Суббот.
Для бизнеса это тоже выгодно. Вместо того чтобы искать специалиста, лучше вырастить своего. Главное, чтобы такое сотрудничество стало действительно массовым - тогда и студенты смогут работать по специальности, а компаниям не придется нанимать выпускников, которых, по сути, нужно учить заново.