Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 июля 2011, 21:01

В России — самая большая за всю новейшую историю катастрофа на воде

208 человек были на борту теплохода "Булгария", затонувшего на Волге по пути из порта Болгар в Казань. Спасены 80, признаны погибшими 55. Об остальных официально говорят "пропали без вести", неофициально - надежды нет, судно ушло под воду в считанные минуты. "Булгарию" обещают поднять, планировать операцию будет тот же институт, который занимался подъемом подлодки "Курск".

Людей, что с утра не отходят от причала, молча и безо сякой надежды, всматриваются в даль и встречают каждый швартующийся катер, никак не убедить, что их ожидание напрасно. Водолазы так и будут возвращаться с пустыми руками. Тела погибших, что удается поднять на поверхность, сюда не привезут, отправят по воду напрямую в Казань. А новых спасенных, скорее всего, уже не будет. Но близкие погибших не отходят, но близкие погибших не уходят с берега, что в нескольких километрах от места, где под водой тела их родных.

"Поверьте, что люди работают, не прерываясь ни на минуту. Там могут работать одновременно не более 4 водолазов, больше технологически невозможно, они постоянно там под водой", – сказал полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.

То, что увидели спасатели, жуткое свидетельство, люди до последнего пытались бороться за жизнь, но времени не хватило.

"На многих погибших – спасательные жилеты, это говорит о том, что люди сами надели жилеты, но в связи с тем, что теплоход очень быстро затонул, они, к сожалению, не смогли выбраться из своих кают", – говорит начальник Пресс-службы Главного управления МЧС РФ по Татарстану Март Рахматуллин.

Никто из тех, кого утащил на дно теплоход, судя по всему не погиб мгновенно. Те две или три минуты, что тонуло старенькое судно, дали шанс оказавшимся на верхних палубах, тем, кого смыло волной или сориентировавшимся мгновенно, пять десятков детей за мгновение до катастрофы на гибель обрекло стечение обстоятельств: аниматоры прогулочного теплохода решили выполнить свои обязанности и собрали их в музыкальной комнате.

Какая там инструкция по технике безопасности, организаторы круиза забыли не только о ней. Минуты, что оставались, пока судно уходило под воду, люди тратили на поиск шлюпок и надувных плотов, никто не знал, где они находятся. Если учитывать то, как был вообще готов теплоход к чрезвычайным ситуациям, чудо, что кому-то удалось спастись.

"Мужчина какой-то под водой спустил жалюзи, окно не открывалось, он его пытался разбить, разбил, и я самая первая вылетела через это стекло, мы в это время были на глубине примерно 2 метра", - говорит Лилия.

А круиз уже подходил к концу, судно шло на разворот в самом широком месте на Волге, и начинало двигаться в сторону Казани.

Теплоход совершал манёвр у поворотного буя. Сейчас тут работают спасатели, которые спускают водолазов на 20-метровую глубину, где лежит затонувший теплоход. Подойти к этому мечту на лодке сейчас очень сложно, а что творилось вчера – невозможно описать: шторм, гроза и огромные волны. И вроде бы капитан совершал правильный манёвр, он вёл теплоход ровно по фарватеру, но в какой-то момент совершил роковую ошибку: поставил судно под прямой удар волны, и она ударила в левый борт, опрокинув судно на правый. Следующей волной тех, кто находился на верхней палубе, смыло в воду. Кто-то смог зацепиться за спасательные шлюпки и тем самым спастись, но кто-то оказался в воде. Могли ли они доплыть до берега? Сейчас кажется, что вода достаточно тёплая, но до берега минимум 3 километра. Вряд ли можно было доплыть. Сейчас у спасателей остаётся последняя надежда найти выживших, тех, кто смог добраться до небольших островков, которых в этом месте достаточно много, но пока смогли найти лишь несколько надувных лодок и плотов, которые волной прибило к суше.

Средства спасения на судне, конечно, были, иначе бы его вообще не выпустили из порта. Надувные плотики, прибитые островам, - их хорошо видно с вертолета. Возможно, какими-то успели воспользоваться оказавшиеся за бортом пассажиры, а какие-то в спасении поучаствовать не смогли. Что точно: пока не подошел такой же прогулочный теплоход "Арабелла", люди полтора часа провели в плотах на реке, где судов в это время десятки.

"Мы ждали следующий за нами теплоход час-полтора. Мимо нас проплыла баржа, но не остановилась", - говорит пассажирка теплохода Лилия Саттарова.

Судов здесь и сейчас множество, каждые полчаса танкер или сухогруз проходит близ буя, отмеченного крестом, вряд ли накануне было иначе. Почему помощь так долго не приходила, в том числе и с этим, видимо, разбираться Следственному комитету России. Его глава побывал на месте трагедии. Здесь же развернулся оперативный штаб, в котором не только спасатели и медики, координировать ход работ прибыл лично министр транспорта Игорь Левитин. Тех, кто не стал спасать, вероятно, найдут, к счастью, были и те, кто в помощи не отказал.

Еще одна подробность, что расскажет о техническом состоянии судна, которое только в этом году на ремонт становилось дважды. Откуда после катастрофы в каютах оказалась солярка?

Тех, кто в состоянии вспоминать, немного, при выключенной камере рассказывают как не хватило сил удержать ребенка, и он ушел на дно, как удавалось спасти незнакомца, а родных нет. На этот круиз покупали семейные туры, семьями и погибали. Выживших сейчас врачи спасают от травм нефизических.

Говорить с родными получается с трудом, у них вторые сутки одни и те же вопросы, на которые пока никто точного ответа дать не может.

"Я вам обещаю, что те суда, которые прошли и то, что случилось, ваша информация нам очень важна, мы обязательно будем принимать меры – и по судовладельцу и по тому регистру, который дал документ на выход, и по экипажу, по всем примем решение", – заявил глава Татарстана Рустам Минниханов

Три сотни водолазов сейчас работают на месте трагедии, но волны слишком высоки, опускаться к затонувшему теплоходу можно лишь небольшими группами, плюс течение, которое точно не позволит сегодня поднять тела детей, погибших в игровой комнате, спасательные бригады их всех сегодня обнаружили, точно сосчитать не удалось, ила много, но в трюме их не меньше 40.  Чтобы начать подъёмные работы, понадобятся специальные суда с кранами, их подхода ждут, еще больше ждут первых результатов расследования, то есть ответа на вопрос, как всему этому было позволено произойти.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей