В США открылась персональная выставка 4-летней художницы Аэлиты Андре
В Нью-Йорке открылась выставка, которая сразу же привлекла повышенное внимание коллекционеров. По уровню таланта этого художника сравнивают с ранними Пикассо и Кандинским. Цены на его полотна растут. И не сразу знатоки живописи поняли, что за именем Аэлита Андре, которым подписаны работы, стоит маленькая русская девочка 4 лет от роду.
Галерея в районе Челси - в самом центре богемной жизни Нью-Йорка. Персональная выставка здесь - недосягаемая мечта большинства художников мира. Картины Аэлиты Андре едва успели развесить, как под каждой из них появилась метка - красный кружок, означающий продано.
Коллекционеры летели сюда на своих частных самолетах со всех концов Америки, чтоб только успеть заплатить кто 9, кто даже 30 тысяч долларов за полотно.
4-летняя русская девочка Аэлита, феноменальный успех которой обсуждает вся американская пресса, едет в коляске выбирать мороженое. Мороженое выбирать она будет не по принципу "самое вкусное", а то, что красивого цвета. Сегодня выбора пал на коричневое.
Она родилась в Австралии, отец - австралиец, художник, мама - русская, музыкант. Дома всегда были холсты и краски. И рисовать Аэлита начала раньше, чем научилась ходить. Когда родители заметили, что ребенок не просто одержим, а его работы еще и кажутся интересными, они обратились за советом к эксперту.
"Я сказала, что русская девушка все эти картины рисует. Он посмотрел на картины и сказал: да, мне очень нравится, я бы хотел это выставить", - рассказывает мама девочки, Ника Калашникова.
Потом, конечно, пришлось сознаваться, что художнику-абстракционисту на тот момент стукнуло целых полтора года. Австралийский галерист тогда взял на себя смелость не отступиться. В Нью-Йорке история повторилась. Аэлиту Андре приглашали вслепую.
"Эти картины приковали к себе мое внимание, когда я и понятия не имела, что художник - ребенок. Просто моя коллега мне показала со словами "посмотри на это". Я была чем-то занята, бросила взгляд - и уже не смогла оторваться", - говорит галерист Анджела Ди Беллоу.
Пока искусствоведы восторгаются ее чувством цвета и композиции, Аэлита, положив холст на пол, самостоятельно, по одному только ей ведомому инстинкту смешивает определенные краски.
Губки для мытья посуды превращаются в острова. Словом, все, что плохо лежит, становится арт-объектом.
"Надо еще смотреть, что она еще берет, потому что она собирает у нас все из дому. В одной картине - моя кредитная карточка", - говорит мама Аэлиты Андре.
Детский триумф породил нешуточную дискуссию. Критики буквально кричат: "Ребенок и высокое искусство несовместимы! Искусство - результат осмысленного действия!"
На что сторонники Аэлиты рассказывают истории, как когда-то знаменитый Кандинский прятал в столе папку детских рисунков - источник своего вдохновения или как другие великие алкоголем и наркотиками пытались вернуть себе состояние детской свободы.
"Пикассо как-то сказал: стоило мне четырех лет, чтобы научиться рисовать как мастер, и всей жизни, чтобы рисовать как ребенок", - говорит Майкл Андре, папа Аэлиты Андре.
История эта сделала очевидным простой факт, что мир наш устроен для взрослых. Согласно этим взрослым законам, человек должен расти, сражаться и долго доказывать свой талант. Но если правила эти ломаются, взрослые смотрят сверху вниз и пытаются оправдать аномалию словом "вундеркинд".
Шквал обвинений в наживе и эксплуатации дочери стал для родителей шоком. Они устали объяснять, что создан фонд Аэлиты, что накоплениями она будет распоряжаться сама, когда вырастет. И что, в общем, вряд ли она вундеркинд.
"Недавно мы ходили к друзьям, и их ребенок нарисовал что-то. Я сказал: мне нравится, это здорово! И весь вечер малыш бегал ко мне, приносил все новые рисунки. Родители иронизировали: мол, ты шутишь с ним. Нет! Потому что люди не привыкли быть серьезными по отношению к тому, что делают дети, подумаешь - всего-то карандаши и бумага", - говорит Майкл Андре.
Галереи мира уже выстраиваются в очередь с приглашениями. Аэлита Андре может по праву считаться самым молодым профессиональным художником в истории искусства. Или просто одаренным ребенком, на которого взрослые однажды взглянули всерьез.