Подпольный Капитолий в сверхсекретном бункере
Недавнее убийство бен Ладана и обострение ситуации в исламском мире в очередной раз спровоцировали в США бум на индивидуальные убежища. В основном, это довольно простые сооружения, хозяева которых боятся, что террористы могут завладеть атомной бомбой. Однако в Америке есть и другие объекты - построенные в годы ядерного противостояния с Советским Союза. Один из них - сверхсекретный бункер - настоящий подпольный Капитолий, в котором должен был укрыться Конгресс США в полном составе.
Тут многое могло бы показаться странным. Микроскопический городок Уайт Салфур Спрингс гордится своей собственной железнодорожной станцией, на которой регулярно останавливаются поезда. Есть даже свой аэропорт с двухкилометровой посадочной полосой. Кому понадобилось всё это в населенном пункте с 3 тысячами жителей?!
Объяснение, что тут находится едва ли не самый фешенебельный курорт Америки "Гринбрайер" должно было усыпить бдительность любопытных. Огромный белый отель в горах. Иронию в сторону - это даже не "скромное обаяние буржуазии", а просто роскошь. Просторные номера со взбитыми перинами, вечерний чай под звуки рояля, официанты в белых мундирах, и хрусталь с позолотой, бликующие в водах бассейнов. Но мир, как известно, хрупок.
Резкая смена декораций. Тот же отель, но под грифом "секретно" он назывался иначе - "Проект Каспер". В случае ядерного взрыва он стал бы запасным Капитолием. Его замаскированная в горах 25-тонная дверь должна была укрыть всех членов Конгресса. Мир размером с два гигантских футбольных поля, рассчитанный на изоляцию тысячи ста человек.
"Члены конгресса первым делом попали бы сюда для дезактивации, - рассказывает Линда Уоллс. - Каждый должен был снять зараженную одежду, ее нужно было бы бросить в емкость для сжигания. После этого каждый должен был оказаться в душе. После душа каждый получил бы защитную одежду - демократы и республиканцы, мужчины и женщины - все были бы одеты одинаково".
В отрезанном от Армагеддона бункере было все, чтобы выжить на протяжении двух месяцев. Положение казарменное - ряды железных коек. О личном пространстве пришлось бы забыть - общие туалеты и душевые. Столовая, способная принимать лишь по 200 посетителей единовременно. А чтобы те не засиживались и уступали место коллегам, неудобства продуманы. Твердые стулья, но главное - в шашечку пол, беспощадный для вестибулярного аппарата. Цикл жизни включает смерть - печь крематория предусмотрена. Рядом - помещение для госпиталя и несколько операционных.
Бункер был построен как убежище для политиков, но не членов их семей, которые не имели бы такого же уровня защиты. Мрачные коридоры, по которым бродили бы фигуры в робах цвета хаки, размышляя о судьбе ближних.
"В лазарете был огромный запас антидепрессантов. Представьте, если вы возьмете более 1000 человек и поместите их в неизвестное место на неизвестный период времени, то большинство проблем возникнут в голове", - говорит Линда Уоллс.
В случае войны обе палаты парламента должны были сохранять механизм управления страной. Связь с миром осуществлялась бы из радио- и телеотсеков, оборудованных для работы в прямом эфире. Телетрансляции, которые могли бы происходить отсюда, скорее напоминали бы сеансы психотерапии или что-то вроде великого обмана во имя укрепления силы духа. Предполагалось, что законодатели будут стоять на фоне изображенного купола Капитолия на стене или возле картинки Белого дома и делать важные успокаивающие избирателей сообщения. А избиратели, если таковые будут живы и будут иметь доступ к электричеству, должны бы поверить, что их правители не покидают Вашингтона, держат руку на пульсе, и что жизнь продолжается.
Роберту Конти в 70-х предложили работу историка в отеле Гринбрайер. Он уехал из шумного Вашингтона в тихую провинцию, но именно тут спокойствие и потерял. Постоянные слухи о бункере будоражили воображение, но господину Конти, когда тот задавал много вопросов, сразу же посоветовали для улучшения карьеры умерить свой научный интерес.
История верит фактам, а из достоверных фактов у историка был только один: в 1961 году тут что-то строили под видом расширения отеля. Свои первые шаги в сторону бункера Роберт Конти делал лишь в 92-м году, когда газета "Вашингтон пост" опубликовала статью о секретном объекте. Шок - бункер был не в подземелье, а прямо под носом - между этажами отеля.
Заветный и всем известный этаж "И". За обоями - дверь, ведущая в убежище, вырубленное в одном из холмов. Более 150 комнат - все было масштабнее, чем можно было представить. Стало известно, что 80 человек десятилетиями содержали бункер в состоянии боевой готовности.
"Все те, кто работал в бункере, подписывали обязательство о неразглашении тайны и знали, что если их идентифицируют как источник утечки информации, то они могут попасть в тюрьму", - рассказывает Роберт Конти.
Уже рассекреченный объект долгое время оставался закрытым для посторонних глаз. И вот теперь, через 50 лет, после его возникновения ни один портье уже не воспротивится вопросу: "Как пройти в бункер?"
Новое поколение гостей отеля почти ничего не знает о "холодной войне". Бродят по бункеру, задают вопросы о терроризме. А старые служащие курорта, десятилетиями хранившие гостайну, каждую ночь засыпают с мыслью, что где-то наверняка есть новый секрет о новом бункере, отвечающем новым угрозам. И снова никто не знает где.