Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
10 апреля 2010, 21:00

Трагедия под Смоленском: на самолете, летевшем в Катынь, погибло высшее руководство Польши

Сегодня случилось то, чего не было еще никогда. Мир в шоке. В одну секунду европейское государство осталось без президента и почти всего политического и военного руководства. Из столицы Польши в Смоленск на Ту-154, который разбился при заходе на посадку в густом тумане, летели 97 человек. Не выжил никто.

Любительская съемка: польский борт номер один отправляется из Варшавы, как выяснилось, в последний полет. Лех Качиньский летел в Россию с большой делегацией. Вместе с ним на борту президентского Ту-154 были первая леди Польши, члены правительства, генералитет, высокопоставленные чиновники и руководители общественных организаций.

Их ждали в Катыни, на церемонии, посвященной 70-й годовщине расстрела польских офицеров. Самолет заходил на посадку на военный аэродром "Северный" на окраине Смоленска. До полосы он не дотянул всего полкилометра. В 10.50 утра лайнер упал в лесополосу, к полудню стало известно: выживших - нет.

Очевидец. "Я услышал звук двигателя, но он как-то странно работал. Потом увидел самолет. Он летел в густом тумане очень низко. Левым крылом вниз. Дальше последовал сильный удар, страшный грохот, потом две вспышки - и самолета не стало".

Картину происшедшего восстанавливают специалисты. Оба бортовых самописца найдены, они в хорошем состоянии и будут расшифрованы. Пока же основная версия - ее разделяет и польская сторона - плохие метеоусловия плюс человеческий фактор. Летчики на свой страх и риск решили садиться в тумане.

На кадрах, снятых после крушения, видно, что туман не рассеялся даже к полудню. Между тем о нелетной погоде синоптики предупреждали еще накануне. По нашим данным, буквально за 10 минут до трагедии от "Северного" отвернул и ушел на запасную площадку российский военно-транспортный борт. Польским летчикам предлагали садиться в Москве или Минске, но они все равно выбрали Смоленск.

Александр Алёшин, заместитель начальника Главного штаба Военно-воздушных сил России: "Самолет Ту-154 на удалении 50 км пошел в зону. Руководителем полетов был оповещен о том, что погода ниже метеоминимума аэродрома, и было рекомендовано экипажу уйти на запасной аэродром. Экипаж принял решение, что выполнит заход на посадку и на высоте принятия решения примет окончательное решение. Это не противоречит международной практике. Окончательное решение на принятие на посадку или на убытие на запасной аэродром принимает командир экипажа. На удалении 1,5 километра группа руководства полетов обнаружила, что экипаж увеличил вертикальную скорость снижения и начал снижаться ниже глиссады. Руководитель полетов дал команду экипажу о переводе самолета в горизонтальный полет, и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее, экипаж продолжал снижаться. К сожалению, это закончилось трагически".

"Северный" - это первоклассный военный аэродром в прекрасном техническом состоянии, он способен принимать воздушные суда большинства категорий. 7 апреля здесь садились самолеты российского и польского премьеров - Владимира Путина и Дональда Туска, которые тогда посетили Катынскую церемонию. Взлетная полоса расположена в отдалении от жилых кварталов. А на восток от нее - участок леса, куда и упал президентский лайнер. Скорее всего, маневрируя в тумане на небольшой высоте, летчики зацепились за деревья.

Сергей Шойгу: "Посадка производилась при сильном тумане. Траектория приземления показывает, что отклонение от полосы была не только по высоте, но и по горизонту".

Почему же опытнейшие летчики, перевозившие главу государства, приняли столь рискованное решение? Возможно, оно не показалось им таким уж рискованным - ведь за полтора часа до крушения президентского лайнера, на "Северный" сел другой польский самолет той же делегации - Як-40. Но это - небольшое воздушное судно, а Ту-154 - огромный лайнер, посадить его при видимости в 200 метров - невероятно сложная задача даже в лучших аэропортах мира.

Уже обнаружены тела всех погибших. Их начинают отправлять в Москву. Для помощи родственникам развернут специальный штаб в российской столице.

Сергей Шойгу: "Опознание будет происходить в Москве. На завтра организуется работа по приему, размещению родственников погибших, и сама процедура опознания".

ЧП, связанные с авиацией, случались у Леха Качиньского и раньше. 5 декабря 2008 года в Южной Корее из-за турбулентности пилот президентского самолета не смог с первого раза посадить машину. А за три дня до этого в Монголии польский борт номер один вообще вышел из строя из-за сильного мороза. Несколько раз из-за технических неполадок президенту приходилось летать рейсовыми самолетами и даже чартерами.

Впрочем, на 2010 год самолет был полностью исправен: кадры, снятые недавно в России, на заводе-изготовителе Ту-154 в Самаре. Здесь проходили плановый ремонт польский президентский лайнер и его близнец - правительственный самолет. Польские летчики работой российских механиков остались довольны.

Алексей Гусев, генеральный директор ОАО "Авиакор - авиационный завод": "Я бы хотел выразить слова соболезнования родным и близким погибших. Самолет прибыл на "Авиакор" для выполнения капитального ремонта 29 мая 2009 года. 21 декабря 2009 года был подписан акт о выполнении капитального ремонта".

За полвека эксплуатации самолетов Ту-154 разбилось около 60 таких лайнеров. Но чтобы в авиакатастрофе погибал глава государства, которого возят опытнейшие летчики, - это выходящие из ряда вон единичные случаи. В 2004 году разбился президент Македонии Борис Трайковский, в 1988 - пакистанский лидер Зия-уль-Хак. А в 1961 году разбился тогдашний генсек ООН Даг Хаммаршельд.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей