Экс-лидер боснийских сербов Радован Караджич предстал перед трибуналом в Гааге
Радовану Караджичу дали месяц. Трибунал в Гааге назначил на 29 августа следующее заседание по делу экс-лидера боснийских сербов, которого обвиняют в целой серии военных преступлений. Караджичу предстоит ответить, согласен ли он хотя бы с одним из 11 пунктов обвинения.
Репортаж Дмитрия Сошина.
Караджич ведет себя спокойно и очень уверенно. Как бы ни старался суд, уже во время предварительного заседания состоялась пикировка между ним и председателем суда голландцем Альфонсом Ори. Караджич не стал признавать свою вину, объяснив это тем, что прокуроры Гаагского трибунала до сих пор не смогли обновить список обвинений. Их около 11, и их должны сейчас неким образом дополнить. Удивительно, что это не успели сделать до начала первого судебного допроса. На предварительное заседание Караджич принес 4-страничный текст, в котором он сформулировал свое особое отношение к Гаагскому трибуналу. Бывший лидер боснийских сербов убежден, что перед законом он чист, и сослался на договоренность с Ричардом Холбруком, в свое время спецпредставителем американского президента по бывшей Югославии. Холбрук в 1996 году от имени американской администрации якобы пообещал Караджичу свободу от судебного преследования в обмен на ряд условий.
Радован Караджич: "В 1996 году мой чрезвычайный представитель и министры получили предложение от спецпредставителя США на Балканах Ричарда Холбрука о моем уходе из политической жизни в обмен на обязательство освободить меня от преследования Международного трибунала по бывшей Югославии".
Судья Ори посчитал, что этот эпизод можно при желании обсудить позже, во время самого судебного заседания, и еще раз попросил Караджича подумать, а стоит ли ему отказываться от адвоката и на суде защищаться самому.
Альфонс Ори, судья Международного трибунала по бывшей Югославии: "Если вы решили защищать себя сами, вы должны помнить, что это может иметь ряд отрицательных последствий. Никаких послаблений к вам в этом случае не предусмотрено. Возможно участие в процессе юридических консультантов, но финансирование их услуг будет ограничено".
Что еще бросилось в глаза, так это спокойный, уверенный тон Караджича. С судьей он обращался подчеркнуто вежливо, но при этом постоянно давал знать, что Гаагский трибунал для него ничего не значит. Без бороды, очков, пышной шевелюры он снова стал напоминать того самого политика, который играл важную роль в жизни Балкан в середине 90-х годов. В следующий раз мы увидим его 29 августа. К этому времени, возможно, он сформулирует свое отношению к обвинениям Гаагского трибунала.
А в самой Сербии Караджич превратился уже в торговую марку. В Белграде появился специальный маршрут для туристов: от квартиры, где жил Караджич, через магазин, куда он ходил за хлебом и кафе, где обедал, до здания суда, откуда он был отправлен в Гаагу. Авторы идеи говорят, что на экскурсию с интересом ходят не только местные жители, но и иностранцы.