Тайный поклонник. В коллекции пластинок Гитлера оказалось много русской классики
В США обнаружены немецкие артефакты, возможно, принадлежавшие Адольфу Гитлеру. Это 2 искусно украшенных документа, а также свиток, адресованный на имя Гитлера.
Представители полиции сообщили, что некто, пожелавший продать эти артефакты, недавно оставил их у местного торговца антиквариатом. Дилер связался с экспертом в области немецкой истории, который сейчас изучает представленные предметы на их подлинность. Предполагается, что эти вещи были украдены 2 года назад из местного хранилища в Солт Лейк Сити. Оно было арендовано 1 человеком, чей отец - ветеран Второй мировой войны, очевидно, вывез их из "Орлиного гнезда", горной крепости-резиденции Гитлера в баварских Альпах. Частью этой коллекции был бюст Гитлера и ваза с нацистской свастикой. Их пока найти не удалось.
Вещи, принадлежавшие фюреру, неожиданно обнаружились и в России. Уникальная коллекция патефонных пластинок была вывезена в 45-ом году из Берлина. Долгие годы редкие записи хранились на чердаке подмосковной дачи. И только сейчас хозяйка раритетов решила рассказать о них историкам.
Репортаж Людмилы Моисеенко.
Пластинки довоенного времени. 78 оборотов в минуту. Что-то уже разбито. На всех следы от частого прослушивания. Надписи на немецком, русские фамилии композиторов и исполнителей.
Старые альбомы с пластинками Александра Безыменская обнаружила на чердаке, поднялась за ракетками для бадминтона. Гриф с надписью: "штаб-квартира Фюрера". Это поначалу повергло в шок. Известный историк-публицист Лев Безыменский не рассказывал дочери о музыкальных трофеях, хранящихся на их даче в Подмосковье.
Александра Безыменская, дочь Льва Безыменского: "Все, что было связано с личностью Гитлера и, в общем, с личностью других нацистских преступников, считалось пропагандой фашизма. И поэтому это не афишировали. И не распространялись на эту тему".
В 45-ом после взятия Берлина капитан Безыменский получил приказ обследовать и описать здание имперской канцелярии. Вот воспоминания, написанные его рукой уже в 90-х годах.
Александра Безыменская, дочь Льва Безыменского: "Мы прошли в бункер, который осматривали особенно внимательно. После этого мы снова вернулись на первый подземный этаж, где располагалась комната коменданта, угостившего нас обедом. И вот в одном из коридоров отец обнаружил огромные ящики. Как выяснилось, ящики с пластинками, подготовленными для эвакуации в Альпийскую резиденцию Гитлера".
Меломану Безыменскому разрешили вывести часть граммофонных пластинок в Москву, как трофеи. Записи лучших западных оркестров, солистов, евреи и славяне Рахманинов, Шаляпин, Шнабель и Стаковский. Фашистские лидеры были не прочь послушать музыку представителей наций, которые они истребляли. После войны в Москве у Льва Безыменского пластинки часто брали на прослушивание Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Яков Зак и другие.
Александра Безыменская, дочь Льва Безыменского: "Не побоюсь такого выражения, что отчасти эта коллекция помогала формированию и становлению советской исполнительской школы. Потому что пластинки с западными исполнителями, с западными оркестрами в Москве были колоссальной редкостью".
Что делать с пластинками, наследница трофейной коллекции пока не решила. В ближайшее время собирается рассортировать и предоставить все ученым, историкам, психологам и, возможно, даже врачам-психиатрам. Пока же, чтобы защитить себя от не в меру любопытствующих, Александра Безыменская сдала коллекцию на хранение. Время такое. Хотя в ее семье ценность этих пластинок определяли 1 предложением: фюреры приходят и уходят, а музыка остается.