Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
24 июня 2002, 20:53

Аналитическая программа «Однако» с Александром Приваловым

Однако здравствуйте. Помните, совсем еще недавно мы горячо рассуждали о том, как беспардонно судьи на олимпиаде "мочат" российских спортсменов? Посмотрев трансляции с корейско-японского чемпионата по футболу, мы должны устыдиться тогдашних сетований. Вот где "мочат" действительно беспардонно! И не прибегают к псевдонаучным ухищрениям, вроде анализов мочи и прочих секретов спортсменского тела, а уничтожают неугодных прямо в ходе игры, на глазах миллиардов людей.

Нынешний чемпионат мира по футболу отличается беспрецедентным уровнем судейского произвола. Хуже всего обошлись с итальянцами, которым в ходе турнира не засчитали ПЯТЬ забитых в полном соответствии с правилами мячей. Предельная показательность порки была достигнута в матче 1/8 финала, где Италия проиграла Корее со счетом 2-1, а эквадорский арбитр Бирон Морено засчитывал только те голы, какие хотел, и кого хотел удалял с поля. Поражение испанцев в четвертьфинальном матче с той же Кореей вообще, по мнению футбольных комментаторов, свидетельствует об "азиатском заговоре", хотя судьи было не из Азии: ТРИ забитых испанцами гола аннулировал судья из Египта. В матче Бразилии с Бельгией, в котором Бельгия проиграла со счетом 0-2, боковой арбитр зафиксировал нарушение правил со стороны бельгийцев, забивших гол Бразилии. Позднее он принес бельгийским игрокам свои извинения, что, конечно, не изменило исхода матча.

Из кинофильма "Старик Хоттабыч":

- Егорушка, ты не поверишь! Правая штанга отодвинулась на полметра и пропустила мяч!

Итальянцы-то попали сразу под два трактора: во-первых, чемпионат мира – очень большой бизнес, и для его успеха делается многое. В частности, для достижения наилучших финансовых результатов принято, чтобы страна-хозяин доходила до полуфинала. Помехой оказалась Италия – тем хуже для нее. Кроме того, Италия же, говорят, чуть ли не возглавляла поход ряда национальных футбольных федераций на главу ФИФА Зеппа Блаттера. Обвиняли его, понимаешь, в коррупции. Но Блаттер отбился – вот итальянцы и получают его ответные дары: недозасчитанные голы и перевыгнанных с поля футболистов. Когда на одной чаше очень большие деньги плюс сильно обиженный чиновник, а на другой – правила, результат, увы, слишком часто бывает именно таким.

Однако если бы у меня не было слов утешения, я не затронул бы этой мрачной темы. Слова утешения у меня есть. Нет, чудесное предложение аргентинской газеты "Ля Насьон" не пройдет (если кто не слышал, сообщаю: она предложила немедленно объявить результаты игр недействительными из-за судебных ошибок – и начать турнир сначала). Этого не будет, зато будет суд. Сначала итальянская телекомпания RAI объявила, что подаст в суд на ФИФА с целью возмещения ущерба; потом о расследовании обстоятельств матча Корея-Италия и, в частности, действий эквадорского судьи, заявила римская прокуратура. Мы с вами понимаем: особых несчастий футбольным махинаторам это не принесет. Ну и ладно, лиха беда начало! Пусть бравого эквадорца Морено для первого случая хотя бы перестанут пускать в шенгенскую зону. Жулики должны знать, что их видят и хотят покарать. Пока только хотят, а завтра, глядишь, и смогут. А как еще прикажете бороться с воровством? Именно так с ним и борются.

Продолжается заставшее широкую публику врасплох горячее обсуждение совместного, а может быть, и не совместного будущего России и Белоруссии. Несколько дней назад, выступая отнюдь не в МИДе, а на каком-то вполне внутрироссийском собрании, президент Путин высказался насчет Лукашенко.

Нужно, чтобы наши партнеры поняли для себя, определились: чего они хотят. Мы часто слышим, что хотелось бы, допустим, что-то вроде Советского Союза. Не будем забывать, что экономика Белоруссии - это три процента от экономики России. Да, возможно право вето, если народ так хочет, руководство так определилось. Ну хорошо, значит нельзя навязывать другого решения, но тогда право вето должно быть и у нас. Но тогда это уже не что-то вроде Советского Союза, это совсем другое. Нужно понять, чего мы хотим, чего хотят наши партнеры. Котлеты отдельно - мухи отдельно.

Лукашенко обиделся, что и продемонстрировал самым старательным образом, продумав пять дней. Нас, мол, тянут в девяностые субъекты России, но мы на это никогда не пойдем.

Мы суверенное, независимое государство со всеми внешними атрибутами этого государства. Делать из нас нахлебников неправильно, это оскорбление белорусского народа, которого себе еще никто не позволял за последние 10 лет суверенитета и независимости.

Многие, верно, удивились: чем же оскорбляет белорусский народ предложение разделить мух и котлеты? Это они удивились по неведению: главная обида случилась на двое суток раньше слов про котлеты. Заключалась же она в том, что Россия договорилась с Украиной и Германией о создании консорциума по управлению проходящим через Украину газопроводом. Это значит, что у Лукашенко разом пропала надежда играть с Россией, давя на нее обходной веткой через свою территорию. Тогда же стало известно, что "ИТЕРА" не снизит для белорусов цену на газ, а доля ее поставок в Белоруссии велика. Все подобные события бьют в одну точку: хотите быть равными – ну так будьте равными! Такие намеки для господина Лукашенко крайне неприятны: даже по его придворной статистике, около 50 процентов белорусских предприятий убыточны, а в сельском хозяйстве – так и все 70, а мы ему – о равенстве… Обидно ему стало – вот и нагрубил.

Но и Путин сказал Лукашенке если не обидную, то горькую правду о том, что та экономика – три процента от этой, тоже не из одной любви к экономической статистике; да и серия сигналов о неотвратимо приближающемся равенстве ударила по Минску не случайно. Произошло всe это, я думаю, в ответ на очередной обман с той стороны: в конце мая должны были подводиться итоги конкурса на продажу шести нефтехимических предприятий. Заинтересованные в этих заводах тузы российской нефтянки (Богданов, Алекперов, еще кто-то) были приняты Батькой и наслушались обещаний. А в мае Лукашенко перерешил: нет, не будем пока продавать эти маетности, а придумаем способ настругать их щепками и рассовать своим. Ну, тут наши обиделись – и пошло…

На понедельничной пресс-конференции президент Путин подробно говорил о российско-белорусской интеграции.

На мой взгляд и на мой вкус, объединение двух таких близких народов, как российский и белорусский должно быть проведено на безусловной основе в рамках единого государства. А это значит, что не должно быть ни Государственной Думы РФ, ни белорусского парламента, ни российского правительства, ни белорусского правительства.

А это значит еще, что нет (во всяком случае, на общенациональной арене) и такого деятеля, как А. Г. Лукашенко. В российской федеральной политике попадаются еще, конечно, всякие фрукты, но белорусский лидер все-таки выглядел бы катастрофическим анахронизмом и канул бы в Лету (или в тьмутараканские городские головы) даже раньше Жириновского.

Но Путин предложил и второй вариант интеграции: если Белоруссия хочет сохранить суверенитет, то можно и так, пожалуйста.

Чего придумывать-то? В Европе в объединенной этот механизм прописан. И какой он? Европарламент принимает решение. Это решение подтверждается национальным парламентом страны Евросоюза, подписывается главой государства и принимает форму национального закона.

Беда в том, что этот вариант – при сохранении Лукашенко – и вовсе немыслим. Потому что здесь ключевым словом интеграции становится слово "закон". Президенту, управляющему всем хозяйством страны как совхозом, путeм селекторных совещаний, такой ход событий не только навязать, но и объяснить затруднительно.

Так что, выражаясь дипломатически, мяч на белорусской стороне. Если же говорить попросту, то интеграция всe равно пойдет. Надо будет идти вопреки Лукашенко – пойдет вопреки. Вот он российскую нефтянку обманул с приватизацией – теперь поставки ему нефти из России снижены, его нефтеперерабатывающие заводы практически стоят. Вот Лукашенко-то, глядишь, и одумается. Так в одном одумается, в другом – однако, это же и есть интеграция… До свидания.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей