В Волгограде заработал Центр электронного медицинского образования
Как студенту-медику отработать до автоматизма самые сложные манипуляции и при этом не создать ни малейшего риска для больного. Ответ знают в Волгограде. Там учащиеся, да и практикующие врачи теперь тренируются на особых симуляторах. Роботы двигаются, дышат и даже жалуются на боль.
Силиконовый пупс заходится криком. От такого, мамы поймут, кто хочешь, начнет нервничать.
– Крик – это нормально для ребенка. Раскрываются его легкие, – говорит студентка Анна Порываева.
Будущий врач-неонатолог Анна Порываева уже была на практике в перинатальном центре и держала в руках настоящего новорожденного. Но тут преподаватель переключает программу малыша-робота. Теперь ему срочно нужна легочная реанимация.
Для того, чтобы все свои страхи будущие врачи оставили в учебных реанимациях и операционных, Волгоградский государственный медуниверситет открыл Центр электронного медицинского образования. В пандемию это оказалось как нельзя кстати.
– Мы вынуждены были отказаться от классического медобразования у постели больного.Но вместе с тем мы перешли к новым цифровым технологиям, когда отработка навыка и помощь оказывается на роботах и симуляторах, – говорит Владимир Шкарин, ректор Волгоградского государственного медицинского университета.
Здесь почти все как в обычной клинике. Несколько этажей заполнены современным оборудованием. Это немного странно, заходить в палаты и даже операционные без специальной амуниции и даже без маски. Но это потому, что вместо пациентов здесь роботы. Вот этот похож на обычного мужчину. Он дышит, поднимается грудная клетка, можно нащупать пульс. Он даже может сказать: что у него болит: «Доктор, мне трудно дышать и очень болит в груди».
Все ординаторы этой учебной реанимационной бригады уже имеют опыт работы в «красной зоне». Поэтому профессор Михаил Туровец заставляет напичканного электроникой пациента воспроизводить самые страшные для больного человека ситуации: «Симулировать различные сложности для интубации. Например, отек верхних дыхательных путей».
Многие методики здесь отрабатывают до автоматизма. От скорости принятия решения зависит человеческая жизнь. Тех, кто еще в начале пандемии уходил работать в ковидные госпитали, тренировали на симуляторах. Ведь в критической ситуации мало перевести больного на искусственную вентиляцию легких. Главное – правильно, буквально в ручном режиме, как здесь говорят, снять человека с ИВЛ.
– И именно четкая настройка этих параметров и вовремя перевести пациента, изменить эти параметры, именно это дает жизнь, – говорит Дмитрий Ряднов, ординатор анестезиолог-реаниматолог Волгоградского государственного медицинского университета.
В эндоскопической операционной набивают руку будущие детские хирурги. Их робот не похож на человека, но позволяет учиться шить ткани, вязать узлы и фиксирует любое неправильное движение. Профессора утверждают, что здесь теоретические знания своих учеников они переводят в практические навыки. Ведь в обычной аудитории не выработать привычку по-особенному держать локти или кисть руки. Почти как у музыкантов
– И у нас тоже самое. Мы ставим руку. Для исследования печени, поджелудочной железы. Есть свои практические навыки, которые на пациентах невозможно обучить, – делится Елена Лютая, заведующая кафедрой лучевой диагностики Волгоградского государственного медицинского университета.
Осваивать самое современное оборудование и методики здесь будут не только студенты и ординаторы волгоградского меда. Но и уже практикующие врачи. И никто так не заинтересован в профессионализме и будущих, и нынешних докторов, как их пациенты. То есть мы с вами.