Пять причин посмотреть сериал «Отличница»
Закрученный сюжет
«Отличница» сочетает в себе драму взросления, элементы мелодрамы и запутанные расследования с самыми неожиданными результатами.
1958 год. Главная героиня, выпускница университета Маша Крапивина, поступает на службу в Ленинградский Уголовный розыск, основу личного состава которого составляют прошедшие войну опытные оперативники. На первом же допросе бандит заявляет ей, что в отделении орудует «крот», концентрироваться на работе мешают непростые личные отношения с двумя операми — Маша не может определиться, кто ей нравится больше, а в довершение всего расследование, которое она ведет, открывает ее личную семейную тайну.
На этом фоне Маше приходится расследовать убийства, ограбления, поджоги и вооруженные налеты, вести допросы и в каждом деле доказывать коллегам свою профессиональную состоятельность.
режиссер
Все представления Маши Крапивиной, главной героини картины, — о себе, о жизни, о дружбе, о любви, о смерти, о своей семье, о профессии — к финалу меняются необратимо. Мы видим, что она стала совершенно другим человеком. И тоже вместе с ней прощаемся со своими иллюзиями и что-то важное узнаем о себе.
В режиссерском кресле — одна из самых ярких российских кинематографистов
Оксана Карас — представительница женской волны российского кино, наряду с Нигиной Сайфуллаевой («Как меня зовут»), Анной Меликян («Звезда», «Русалка», «Про любовь»), Оксаной Бычковой («Питер FM») и другими молодыми режиссерами. Дебют Карас, лирическая трагикомедия «Репетиции», участвовавший в онлайн-кинофестивале «Российской газеты», пока не вышел на большой экран, а второй ее полнометражный фильм, «Хороший мальчик» с Семеном Трескуновым, Константином Хабенским и Михаилом Ефремовым, в 2016 году завоевал гран-при «Кинотавра».
«Отличница» — третий сериал Карас и первый, который она снимает полностью, а не работает над отдельными эпизодами. Как и «Хороший мальчик», это история взросления главной героини. Сценарий написал Дмитрий Новоселов, работавший над фильмом «А зори здесь тихие…», сериалами «Пепел» и «Что и требовалось доказать».
Режиссеру всегда интересно провести героя через какие-то перипетии и трудности, чтобы в финале все увидели полностью изменившегося персонажа. Когда тебе 20 лет, ты представляешь себе жизнь в розовом цвете, а потом проходишь через ряд испытаний и становишься совершенно другим человеком — и мир вокруг меняется вместе с тобой. Поэтому в первую очередь меня это история привлекла не как детектив, а как драма взросления.
Уникальный актерский ансамбль
Молодых героев сериала сыграли молодые же актеры — троим исполнителям главных ролей в «Отличнице» нет и 30 лет, но они уже зарекомендовали себя как большие артисты.
С Никитой Ефремовым Карас уже работала в «Репетициях», из его последних работ можно вспомнить «Лондонград. Знай наших», «Тихий Дон», «Куприн. Поединок», «Григорий Р.». В «Отличнице» он сыграл оперативника Шведова, который открыто подшучивает над «дамочкой», поступившей на службу в его отдел.
Главную роль сыграла Яна Гладких, известная по сериалам «Город», «Небесный суд», «Прощай, любимая…», «Куприн. Яма».
Лучшую подругу Маши, Гутю, которая постоянно пытается устроить личную жизнь главной героини, играет Таисия Вилкова. К 20 годам в ее активе уже более 20 ролей, в том числе в таких проектах, как «Гоголь. Начало», «Вангелия», «Фарца», «Григорий Р.».
Коллегу Маши, влюбленного в нее капитана Петрова, сыграл звезда «Оттепели» Александр Яценко. На его счету две награды «Кинотавра» за лучшую мужскую роль (в фильмах «Аритмия» и «Мне не больно»), «Ника» за роль в фильме «Инсайт». Зрители Первого помнят его по сериалам «Фарца» и «Обратная сторона Луны».
Юлия Ауг («Интимные места», «Екатерина», «Ученик») играет начальницу отдела Паулину Иваненок. У героини есть реальный прототип — комиссар Паулина Ивановна Онушонок, которая работала начальником милиции.
[Она была] известна тем, что за несколько месяцев покончила со знаменитой лиговской преступностью. Сама ходила на смелые криминальные вылазки, переодевалась в мужскую одежду, собирала оперативную информацию. И наша героиня Паулина Мартыновна Иваненок, в исполнении великолепней Юлии Ауг, тоже получилась сложным персонажем. Необычайно привлекательная, харизматичная и манкая русская красавица, которая не вылезает из своего мундира, курит, как мужик, и заставляет трепетать всех вокруг. Такой черт в юбке — держит в кулаке всех мужиков-оперативников в своем отделе. Может на них накричать, унизить, сравнять землей, потом тут же погладить и полюбить.
Отца главной героини сыграл Игорь Скляр («Мы из джаза», «Диверсант 2: Конец войны», «Научи меня жить»), мать — Елена Руфанова («Бакенбарды», «Богиня: Как я полюбила»). Бандита, который сообщает Маше о «кроте» в отделении УГРО, сыграл Владимир Мишуков, известный по ролям в сериале «Петр Лещенко. Все, что было…», фильму «Кино про Алексеева».
У меня был блестящий актерский состав, я им очень горжусь. Для создателей проекта было важно, как будут выглядеть сотрудники Ленинградского УГРО, бывшие фронтовики. Посмотрев фильмы 1950-х и 1960-х годов, старые фотографии, хронику, я поняла, что это были обычные люди, на долю которых выпала война. Да, им было присуще стремительное взросление и интенсивное проживание жизни, так что к 35 годам они были молодыми внешне и очень изношенными, травмированными, бывалыми внутри. Но при этом они не обладали какими-то выдающими героическими внешними данными. Поэтому мне хотелось найти прежде всего прекрасных драматических актеров на главные роли, умных, думающих, наполненных внутренней болью. Никита Ефремов и Саша Яценко — артисты номер один в своем поколении.
Необычное визуальное и звуковое решение
Главная художественная задумка создателей фильма — вести все повествование от лица Маши Крапивиной. Было решено, что камера не только повсюду будет следовать за главной героиней, но и что все сцены будут сниматься одним кадром. Последнее — большая редкость в современном кино. Воплотить этот замысел удалось во многом благодаря оператору Сергею Мачильскому, снявшему такие фильмы как «Механическая сюита», «Зеленый театр в Земфире», «Свои».
Мне сразу захотелось однокадровую съемку, живую камеру и плюс все повествование вести через главную героиню. И, к счастью, мы полностью совпали в художественном видении и киноязыке с оператором Сергеем Мачильским. И это не просто авторский волюнтаризм, это обусловлено временем, в котором развиваются события картины. 1958 год в кино — период новой волны, отличающийся смелостью приемов, динамичностью, лирической интонацией, камера тогда вышла на улицы, стала живой и непредсказуемой. У нас были очень четкие референсы: «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, камера Маргариты Пилихиной живая, легкая, летящая.
Такое творческое решение вылилось в тяжелый труд на площадке — некоторые сцены снимали по 10-11 дублей, Сергей Мачильский 60 смен бегал по площадке с восьмикилограммовой камерой в руках.
Это был настоящий джаз. Я не знаю, кто еще может снимать так музыкально. И потом [Сергей Мачильский] еще сделал цветокоррекцию материала в стиле старых раскрашенных фотографий.
Хватало импровизаций и в музыкальном оформлении картины. Филипп Чернов, написавший музыку, старался передать на экране не мрачный послевоенный Ленинград, а светлый внутренний мир главной героини, наполненный юношескими надеждами и ожиданием счастья. Вокализы на начальных титрах пропели сами актеры — Яна Гладких, Никита Ефремов и Александр Яценко.
Один из самых ожидаемых сериалов года
«Отличница», специально смонтированная Оксаной Карас в двухчасовой фильм, открывала фестиваль «Движение» 2017 года. Это уникальный случай для российского кинофестиваля: впервые сериал, не предполагавший полнометражной версии (как, например, «Саранча» Егора Баранова), был показан в виде фильма. И хотя «Отличница» не получила наград, о ней заговорили, как об очередном прорыве Оксаны Карас.
Критики включали сериал в списки самых интересных новинок телесезона, отмечая, что это редкий пример сериала о советской эпохе, рассчитанного на молодежную аудиторию, а также яркое авторское кино, которое придется по вкусу широкому зрителю.
«Медуза»
«Отличница» смотрится так же легко, как «Хороший мальчик», а похожа она на странный, но работающий гибрид романтической трагикомедии «Питер-ФМ» и криминальной драмы «Бандитский Петербург». Послевоенный Ленинград здесь превращается в пространство городского фэнтези — и даже молодежного квеста. Такая интерпретация насторожит тех, кому не нравится идеализация советского прошлого, но у «Отличницы» есть очевидный плюс: редко, когда герои исторических сериалов разговаривают на каком-то нормальном человеческом языке.
«Российская газета»
«Отличница» — добротный сентиментальный детектив с хорошими актерскими работами и умело выстроенной интригой. Наверняка после показа в эфире Первого канала известность Оксаны Карас увеличится. Что будет вполне справедливо. Немало слов сказано о том, что в российском кино практически нет середины, только многомиллионные коммерческие залепухи и высоколобый артхаус. Карас как раз та самая середина, режиссер зрительского кино с авторским почерком.
Режиссер:
Оксана Карас
Сценарий:
Дмитрий Новоселов
В ролях:
Яна Гладких (Маша Крапивина), Таисия Вилкова (Гутя), Никита Ефремов Шведов), Александр Яценко (Петров), Владимир Мишуков (Буфет), Дмитрий Лысенков (Найденов), Виталий Коваленко (Остпов), Юлия Ауг (Паулина), Мартиньшс Вилсонс (Когоут), Игорь Скляр (Крапивин) и другие
Оператор:
Сергей Мачильский
Композитор:
Филипп Чернов
Производство:
Эпик Медиа, Россия, 2016