Юрий Гладильщиков
Федорченко сделал небывалый фильм о выживании, тонкость которого — в изобретении особого жанра. Театральные старожилы помнят о таком понятии, как «театр одного актера». Федорченко сделал «кино одного актера». Главное изумление от фильма, однако, в том, что этим самым одним актером, точнее, одной актрисой стала маленькая, но очень способная девочка.
Джордан Минтцер
Федорченко интересует восприятие войны с узкой субъективной точки зрения, искаженной особым положением Анны (большую часть фильма она проводит в камине, наблюдая за внешним миром через двустороннее зеркало) и ее возрастом (она слишком мала, чтобы по-настоящему понимать, что происходит вокруг). Такой подход напоминает о советских военных фильмах «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Иди и смотри» Элема Климова — оба показывают детей, которые предоставлены сами себе и сталкиваются с ужасами войны лицом к лицу.
Егор Москвитин
Федорченко превращается из мастера абстракций в мастера камерного триллера: в кадре нет ни одного лишнего предмета, в фильме — ни одной лишней сцены. В одном из интервью Федорченко сказал, что «после «Войны Анны» тему Второй мировой в кино можно считать исчерпанной». Как бы самонадеянно это ни звучало, стоит признать: эту заезженную трассу он проходит, ни вляпавшись ни в одно клише.
Василий Степанов
Это очень современное кино: в нем нет своих и чужих, только чувство опасности, злая, страшная стихия, которая пронизывает пространство смертью и мерзостью, меняя значения и функции любых предметов и существ.
Елена Смолина
Камерная история, помещенная в магическое пространство, далекая от фейкового патриотизма настолько, насколько это вообще возможно, она говорит об инфернальной природе той войны (и реже возникающей в русскоязычном кино теме Холокоста) больше, чем вся пиротехника военных блокбастеров последних лет.
Иван Чувиляев
По-настоящему «Война» сильна не эмоциями и не экспрессией — тут другое удивительно. Впервые «наша» война так близко подошла к общемировой. Лишилась героизма и самоотверженности, массовых сцен и амбиций, идеологии. «Война» снята не в той же стране, в какой сочинены «Танки» и пишут «Спасибо деду за победу». Она не принадлежит культуре георгиевских ленточек и сувенирных пилоток. Она — оттуда же, откуда «Пианист» Поланского и «Иваново детство», «Сын Саула» (тоже очень камерное кино одного актера) и «Список Шиндлера». И занимает в этой культурной традиции особое место.
Клара Хоменко
Полностью независимое кино о Холокосте, о первобытной истории выживания, о девочке за зеркалом, которую никто не замечает и которой некуда бежать. <...> И хотя искусство сроду не врачевало никаких язв — даже несколько минут живого сердца в наше время бесконечная ценность. Такая же, как умение пользоваться запрещенными приемами, создавая почти магическое кино.
Режиссер:
Алексей Федорченко
Сценарий:
Алексей Федорченко, Наталия Мещанинова
В ролях:
Марта Козлова, Любовь Ворожцова, Владимир Сапин, Александр Вахов, Константин Итунин
Оператор:
Алишер Хамидходжаев
Композиторы:
Владимир Комаров, Ацуо Мацумото
Производство:
САГа, Metrafilms, 29th February Film Company, Россия, 2018