История основана на реальных событиях
В ноябре 1945 года московское «Динамо», первый послевоенный чемпион СССР по футболу, по приглашению английской стороны сыграло четыре товарищеских матча против британских команд: лондонских «Челси» и «Арсенала», «Кардифф Сити» и «Рейнджерс» из Глазго. За «Динамо» сыграли и игроки других клубов: Евгений Архангельский и Борис Орешкин из ленинградского «Динамо» и Всеволод Бобров из ЦДКА. Турне прошло при заполненных стадионах и вызвало ажиотаж со стороны СМИ и публики. «Динамо» выиграло два матча и два сыграло вничью.
авторы сценария
Работа над сценарием «Одиннадцать молчаливых мужчин» – это один из самых интересных эпизодов в нашей творческой биографии. Прежде всего потому, что перед нами стояло несколько амбициозных задач. Во-первых, оживить события того времени. Как встретили наших звезд, что думали о них, как проецировали на наших спортсменов интерес и настороженность к загадочной огромной России, победившей ужасного противника – нам было безумно интересно погрузиться в исторический материал. И то, что мы увидели в литературе об этом турне, поразило и вдохновило нас. Наши ребята заворожили своим талантом и обаянием английских болельщиков, всех, кто их видел. В них можно было влюбиться! И вот это было для нас самым главным – передать в сценарии энергию молодости и красоты, вдохновение Победы и любви. Во-вторых, мы понимали, что жанр спортивной драмы сегодня нуждается в обновлении, поэтому сюжетно и композиционно мы фокусировались на психологии героев, а также на возможности рядом с рассказом о футболе показать историю человеческих страстей и историю любви. Ну и, конечно, подобного рода работа требовала особого отношения к героям, многие из которых были нашими кумирами с самого раннего детства. Всеволод Бобров, Михаил Якушин, Константин Бесков, Вадим Синявский. Это потрясающие личности, которые, благодаря магии кино, могут говорить с нами о том, о чем сегодня редко говорим мы сами: о совести, о долге и о любви.
В фильм вошли многие моменты легендарной поездки. Например, известно, что на адрес советского посольства и гостиницы, где жила делегация, поступили сотни писем от британцев. В картине есть эпизод с тренером Михаилом Якушиным, который, отвечая на вопрос британской прессы, о том, чего ему не хватает в Великобритании, сказал, что не может найти для дочки куклу. Посольство Советского Союза буквально завалили игрушками, присланными со всех концов страны.
Другой курьезный момент – делегация прилетела в Великобританию с большими ящиками, обшитыми черной тканью, британцы строили множество предположений относительно их содержимого. На самом деле в ящиках находились продукты на случай дефицита продовольствия в Британии.
режиссер и продюсер
Мы посвятили этот фильм великому поколению победителей. Эти ребята, примерно 1921 года рождения. Они стали первым образованным поколением. До этого в России было 85% необразованных людей, а у этих ребят к началу войны было как минимум 7-10 классов, техникумы, институты, училища. Все они воспитывались патриотами, им с детства прививали умение дерзать, внушали, что перед ними открыты все дороги. В двадцать они ушли на войну, потом восстанавливали страну, побеждали на Олимпиадах, создавали великий кинематограф, делали грандиозные научные открытия, развивали промышленность. Вот этому поколению я, в очередной раз, старался этим фильмом сказать огромное спасибо! Когда мы собрались с группой в первый раз, я сказал им, что мы снимаем «красивое кино про красивых людей». Оно таким и получилось.
На главные роли искали актеров, играющих в футбол
Подготовка к съемкам длилась около года, и кастинг на главные роли проводился в несколько этапов. Участвовали более 200 актеров, причем одним из главных требований было умение играть в футбол. Все трюки с мячом в эпизодах футбольных матчей артисты выполняют сами.
Советских футболистов сыграли Макар Запорожский (Всеволод Бобров), Роман Курцын (Алексей Хомич), Дмитрий Белоцерковский (Константин Бесков), Станислав Раскачаев (Михаил Семичастный), Александр Алешкин (Василий Карцев), Александр Коркунов (Леонид Соловьев), Вячеслав Морозов (Евгений Архангельский), Иван Степанов (Борис Орешкин), Алексей Чечукевич (Всеволод Радикорский), Кирилл Кузнецов (Иван Станкевич), Станислав Колодуб (Всеволод Блинков), Юрий Трубин (Сергей Соловьев), Всеволод Макаров (Василий Трофимов), Денис Денисов (Николай Дементьев).
В фильме я играю вратаря Алексея Хомича, во время съемок у меня оторвалась грудная мышца. И до конца съемочного дня я находился на площадке с этой травмой. Только потом понял, что произошло, мне ее подшивали через подмышку. Но ни о чем не жалею, ведь в фильме будут отличные кадры, в которых действительно ощущается присутствие футбола. И для меня очень ценно, что я сыграл такую легендарную фигуру.
В роли тренера динамовцев – Павел Трубинер («Ланцет», «Второе зрение», «Великая»), комментатора и журналиста Вадима Синявского сыграл Павел Крайнов («Подольские курсанты», «Пока цветет папоротник»).
Мой персонаж – Михаил Якушин – действительно один из величайших игроков и тренеров. Тяжело говорить, так как это реальный человек. Когда мы с Алексеем Пимановым обсуждали, каким он должен быть в фильме, мы решили так: чтобы он был не таким одинаковым, как обычно показывают в спортивных фильмах, некое клише тренера, а чтобы у него было хорошее чувство юмора, но при этом за ним скрывалась бы та сила и мощь, которая собирает ребят в единую команду.
Павел Трубинер
Английских футболистов, функционеров и журналистов также играли российские актеры. Перед съемками они занимались британским английским с педагогом курсов при Министерстве иностранных дел России.
Есть в фильме и история любви, и яркие женские персонажи. В роли культурного атташе при посольстве в Лондоне, которая сопровождает команду, но явно обладает гораздо более широкими полномочиями, чем вопросы культуры, – Евгения Лапова («Крым», «Журов»).
В фильме зритель познакомится с четырьмя женскими персонажами. Они абсолютно разные, каждая из них уникальна в своем мировоззрении, отношении к мужчинам, к любви. Всегда интересно наблюдать за изменениями персонажа в сюжете, с чего он начинает, и к чему приходит в финале. В нашем фильме каждая героиня проходит свой путь, принимает зачастую нелегкие решения, но всегда, однозначно, во имя любви. Все они молоды, красивы, несмотря на то, что им пришлось жить в тяжелые годы войны, они с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее.
Послевоенный Лондон снимали в Петербурге
Чтобы воссоздать атмосферу того времени были перекрыты и полностью задекорированы несколько улиц Петербурга, к месту съемок доставлено пять красных двухэтажных автобусов и более 20 ретро-автомобилей. Автобус, на котором перемещалась в фильме советская команда, был изготовлен специально для съемок по изображениям из кадров хроники.
Уличные сцены снимались в Сестрорецке на заводе им. Мосина, где работал отец братьев Бобровых. Число артистов массовых сцен достигало тысячи человек. Все они были одеты в костюмы, заказанные в Берлине и Праге. Футбольная форма была сшита из материалов, которые использовались в 1940-х годах, по образцам того времени были изготовлены и бутсы.
«11 молчаливых мужчин» – в первую очередь фильм о людях и их переживаниях, но футболу в картине уделено пристальное внимание. Сцены игр и тренировок снимали 20 дней. Специально для матчей было реконструировано поле спортивной базы ЦСКА в Лефортово, где среди прочего перестелили газон.
оператор-постановщик
Игра в футбол – это главная составляющая фильма для меня и, как выяснилось, самая сложная часть съемочного процесса. Настоящее футбольное поле имеет большие размеры, а игра длится полтора часа – столько примерно приходится бегать настоящим футболистам. Но съемочная смена длится двенадцать часов, и столько приходилось бегать нашим актерам. Чтобы на экране игра выглядела динамичной, нам приходилось физически уменьшать размеры поля и при этом выбирать такие ракурсы, чтобы на экране поле соответствовало реальным размерам. Камеру нужно было перемещать очень быстро, чтобы была иллюзия, что актеры двигаются на высоких скоростях. Для этого мы использовали коптер, быстробегающие тележки, но самые интересные ракурсы получались, когда члены операторской группы бежали со стабилизирующим устройством по полю, и камера находилась на уровне травы. По фону при этом мы видели большое количество людей на трибунах, что создавало ощущение присутствия. Для меня эти кадры остаются самыми выразительными.
Как известно, игра «Динамо» с «Арсеналом» происходила при сильном тумане. Нам хотелось воссоздать этот особенный лондонский туман. Сложно было не только воссоздать, но и удержать его на нашем поле, особенно при сильном ветре. Пришлось использовать так много пиротехники, что мы задымили, наверное, весь район Лефортово.
Режиссер:
Алексей Пиманов
Сценарий:
Олег Пресняков, Владимир Пресняков
В ролях:
Макар Запорожский, Павел Трубинер, Роман Курцын, Андрей Чернышов, Алена Коломина, Евгения Лапова, Павел Крайнов, Дмитрий Белоцерковский и другие
Оператор:
Максим Шинкоренко
Композитор:
Олег Воляндо
Производство:
ПИМАНОВ И ПАРТНЕРЫ, при поддержке Фонда кино, Россия, 2022