
Уникальная история подготовки
«Золото Умальты» рассказывает историю одного из самых громких ограблений XX века: накануне Октябрьской революции грабители в шаманских масках нападают на обоз в районе реки Умальта и похищают 40 пудов (больше 655 кг) золота.
Хабаровский край полон легенд о драгоценном металле. Здесь ищут не только остатки «золотого эшелона» адмирала Колчака. Слухи ходят и о золотых приисках, на которых с средины XIX века добывалось по несколько тонн металла в год. По рассказам краеведов, обозы одной из местных золотопромышленных компаний зачастую становились объектом разбойничьих нападений. Об одном из них рассказывается в документальном романе-хронике Станислава Глухова «Возвращение на Умальту», который в 2020 году попал в руки Михаила Дегтярева, бывшего на тот момент губернатором Хабаровского края.

Инициативу Дегтярева — перенести самое крупное ограбление XX века на большой экран — охотно поддержала петербургская киностудия «Лендок» в лице генерального директора Алексея Тельнова и его заместителя Елены Дементовой, а также режиссер Андрей Богатырев («Красный призрак»). Первых инвесторов регион нашел на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году, а затем выиграл грант на съемки от Министерства культуры РФ.
Первые 50 млн рублей на фильм губернатор Михаил Дегтярев привлек на ПМЭФ. Это уникальная для российской киноиндустрии ситуация, когда бизнесмены открыто дают деньги региону на съемки. Почему они это сделали? Кроме желания приобщиться к масштабному проекту, я думаю, их еще тронула история. Наш сюжет основан на реальном ограблении, которое случилось в Хабаровском крае, когда компаньон одной из золотодобывающих компаний решил обмануть своих партнеров и присвоить все себе. Он нашел сообщников: экс-полковника императорской армии с приятелем и других. Участники ограбления спрятали золото в тайге и в маленьком озере, чтобы забрать позже. Однако его так никто и не смог найти. Не исключаю, что российским бизнесменам близка эта ситуация.

Реальные исторические события в основе сюжета
Консультантом фильма выступил глава Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов, который изучал историческую подоплеку сюжета в местных архивах.
сценарист
Из дел полицейских управлений Хабаровска и Благовещенска были заимствованы имена и судьбы несчастных преступников — Тимоши, Евграфа, офицера Долецкого. Пришлось изучить и документы, посвященные китайским притонам в Приамурье. Отдельная линия, в которой переплетены исторические факты и вымысел, — это тема развития кинематографа в 1910-х годах.
Материал был настолько обширный и захватывающий, что Погодина-Кузмина написала книгу «Золото Умальты», в которую вошли и не попавшие в фильм детали.
«В процессе работы над этой историей мне пришлось погрузиться в исследование архивных материалов, изучить местные легенды и слухи, которые добавили романтики реальным событиям, имевшим место в окрестностях Хабаровска весной 1917 года. К историческим персонажам присоединились вымышленные герои, и постепенно из авантюрного сюжета возник образ переломной эпохи между двумя революциями — Февральской и Октябрьской», — отрывок из предисловия к роману «Золото Умальты».

Съемки в самых живописных местах страны
Так как село около реки Умальта (территория современного Верхнебуреинского района) давно перестало существовать, картину снимали в похожих и не менее живописных местах Хабаровского края — были задействованы хребет Хехцир, Медвежье озеро и Амурские столбы. Также съемки фильма проходили в Карелии и Санкт-Петербурге.
о съемках в Карелии
Нужно было проезды сделать по заснеженным пространствам. Но пошел снег, а за ним дождь ночью. Все подтаяло, Ладога сошла, и мы на лед не могли выйти, так как там огромная толща воды была. Это было очень обидно, потому что все эти дни там такая красота была до этого. Пришлось дорисовывать что-то на графике.
Режиссер Андрей Богатырев отмечает, что в визуальном плане вдохновлялся, в том числе, работами Квентина Тарантино. Кроме того, Богатырев — поклонник фильмов Серджио Леоне и оскароносного вестерна Джона Форда «Дилижанс». Но, несмотря на обилие в «Умальте» экшен-сцен с погонями на лошадях и перестрелками, автор подчеркивает, что важнее для него было рассказать историю.
Воплотить ее на экране постановщику помогал по-настоящему золотой актерский состав. Кстати, Михаил Дегтярев изначально тоже должен был исполнить одну из ролей в фильме, но не смог из-за загруженности на службе.
Софья Эрнст исполнила в фильме главную женскую роль. Ее героиню тоже зовут Соня, и она тоже играет в театре и кино. Сценарист картины Ольга Погодина-Кузмина рассказывает, что история некоей Соньки или Дуньки «золотой пупок» на самом деле давно кочует из одного исторического сюжета в другой. Из этого собирательного образа и родилась роковая героиня фильма.
Андрей Богатырев, режиссер: «Софья была в каком-то смысле открытием для меня. И у нас в картине она выглядит по-новому. Нигде еще ее так не видели, как у нас».
Режиссер:
Анндрей Богатырев
Сценарий:
Ольга Погодина-Кузмина; при участии Андрея Богатырева; автор идеи Михаил Дегтярев
В ролях:
Александр Самойленко, Софья Эрнст, Артем Ткаченко, Алексей Шевченков, Павел Деревянко, Евгений Антропов, Вольфганг Черни, Иван Купреенко, Дмитрий Хасис, Андрей Богатырев и другие
Оператор:
Александра Ромм
Композиторы:
Виктор Сологуб, Дмитрий Ходин
Производство:
Лендок, при поддержке Министерства культуры РФ, Россия, 2024