Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«„Хор“ — очень честная история». Интервью режиссера Алены Райнер о непростой судьбе проекта, прототипах главных героев и поиске музыки
13 сентября 2024
16 сентября в эфире Первого канала стартует многосерийный фильм «Хор» о простом советском школьнике из Люберец, который случайно открывает в себе уникальный талант. Режиссер и соавтор сценария сериала Алена Райнер рассказала 1tv.ru о сложностях детского кастинга, очистке прав на музыку и прототипах главных героев, а также о том, смотрит ли она шоу «Голос. Дети».
Смотрите сериал «Хор» по будням, с 16 сентября после программы «Время»

— Как возникла идея создания сериала?

— Продюсер Рубен Дишдишян спросил, не хочу ли я снять детский фильм. Детское, музыкальное кино — в одном проекте собраны все кинематографические сложности, которые можно себе представить. Я согласилась с условием, что смогу полностью переписать сценарий, и была уверена, что продюсер скажет категорическое нет. Но Рубен согласился.

Я с хором вообще была не особо знакома, пока меня не выгнали из 9-го класса. И мама каким-то чудом договорилась, чтобы меня взяли в музыкально-хоровой класс при училище, хотя я не знала ни ноты!

Первое, что мы должны были выучить, была «Веселая фуга» Шаинского — то произведение, с которого началась хоровая жизнь героя нашего фильма. Когда я учила свою партию, думала, «какая чушь, это даже не мелодия, а набор звуков». А когда впервые услышала, как эти разрозненные мелодии звучат вместе, меня это поразило. Из ничего вдруг создается нечто очень интересное, мощное и яркое. 

— Были ли у героев прототипы? Изучали ли вы историю хора Попова, трагическую судьбу солиста Парамонова?

— Конечно же, есть известные ребята, которые были звездами советских хоров, в том числе и Сережа Парамонов. Но мы постарались сделать собирательный образ. Это больше судьба хориста, энциклопедия музыки того времени. Изначально я предложила такую концепцию продюсерам: понятие ХОР — это созвучие разных голосов, тем, возрастов, социальных групп общества, которые звучат вместе и создают этот хор жизни. Мы взяли какие-то опорные точки, но в большей степени мы рассуждали о теме разных поколений. Они и каждый по отдельности интересны, но по-настоящему звучат только вместе.

— Сериал несколько лет пролежал на полке. Сейчас на Кинопоиске у него огромный рейтинг 8,6, причем органический без промо и рекламы. Как вы думаете, чем зацепил сериал и почему он стал народным?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«СвоемуИстория Сережи Парамонова, вдохновившая создателей сериала «Хор»— Я не могу ответить вам на этот вопрос. Меня учили блестящие педагоги, мне всегда говорили классическую фразу: «Плохих ролей не бывает. Делай, что должно, и будь, что будет». Когда этот фильм не показывали, мне продюсеры и мои коллеги говорили: «А тебе не обидно? Столько сил потрачено». Не обидно. Я знала, что он все равно всплывет, все равно проклюнется и свою дорожку найдет. Если мы сделали что-то стоящее, оно все равно в какой-то момент проявится. А если нет, то и не стоит расстраиваться. Все равно мы все получили незабываемый опыт и удовольствие.

Все продюсеры бьются над алхимической формулой рейтингового сериала. Я всегда отвечаю: «Делайте честно!» И не важно, какой это будет канал, какие это будут бюджеты. Каждая история должна быть честной.

«Хор» в этом смысле — очень честная история. Она снята по моему сценарию, из-за этого там для меня все максимально разобрано, все линии выстроены, и вопросов у меня не было. Мы в ответе за наше высказывание. На «Хоре» огромное количество людей из съемочной группы было заинтересовано в том, чтобы получился качественный продукт. Если фильм не получился, виноват режиссер и актеры. А если получился — продюсер (смеется). Безусловно, я шучу, не умаляю заслуг продюсера на этом проекте. Здесь меня слышали, мне помогали и понимали, почему это важно и необходимо.  

— Некоторых актеров уже с нами нет: Екатерина Дурова, Геннадий Юхтин, Виктор Проскурин, к сожалению, не увидели премьеру сериала. Расскажите о работе с ними.

— «Хор» стал крайним фильмом в карьерах нескольких замечательных актеров, я счастлива, что мне с ними удалось поработать, с достойнейшими творцами, художниками, артистами. Я надеюсь, что для них и их родных это было достойным завершением их творческого и жизненного пути. Такая хорошая точка. Для актера важно до последнего момента быть в строю. Дурова, Проскурин, Чуприков. С Чуприковым мы очень много вместе сделали: и в «Красной королеве», и в других картинах он у меня снимался. Ну, вот так сложилось…

— Одна из составляющих успеха сериала — дуэт Олега Чугунова и Сергея Голомазова, который прежде всего режиссер. Как выбор пал на него, и каким образом удалось уговорить его сыграть первую и единственную роль в кино?

— На самом деле в этом фильме как минимум пять режиссеров, и это неспроста. Все они играют роли ведущих людей — управленцев или руководителей. Пробовали очень много актеров, но режиссер, дирижер, руководитель по роду своей деятельности обладают определенными навыками, определенным характером, им много играть не нужно. Мне кажется, актер, он сам по себе более ведомый, он все равно подстраивается под ту картину, которая ему предлагается. В какой-то момент мы намеренно переключились на поиск исполнителей именно среди режиссеров. Конечно же, это был эксперимент, и я благодарна продюсерам, что они меня поддержали. Мне верилось изначально, что все эти люди — Сережа Голомазов, Юлия Ауг в роли Капоклипиковой, Саша Галибин, Дмитрий Астрахан — они ведут за собой, их слушаются, они привыкли руководить, они привыкли управлять, и, мне кажется, это как раз и получилось.

— А как с ними работалось? Не пытались ли они привычно для себя в чем-то «рулить» на площадке?

— Я очень люблю работать с режиссерами. Мы все профессионалы, все люди, занимающиеся одним делом — театром, кино. Они шли мне навстречу. Актеры не всегда понимают, что происходит за той гранью, которая лежит между ними и камерой со съемочной группой. А как раз режиссер это понимает.

— Сразу же выбрали актера на роль Юры? Как искали талантливых детей, что для вас было важно?

— Эта была огромная работа, которую делало несколько кастинг-директоров. Мы тоже останавливали на улице детей, ходили по каким-то кружкам, студиям. Изначально было отобрано как минимум три мальчика на эту роль. Потом месяца на два мы сделали некую киношколу, куда они ходили: разбирали материал, занимались пением в свешниковском училище с хормейстером Даней Лукиным. Не то, чтобы их научили петь, но важно, чтобы они поняли принцип пения по голосам, чтобы попадали в партии, даже если плохо пели. Тут были важны не столько голоса, они должны были органично в этом выглядеть.

Был и психологический момент: кто-то отвалился, потому что понял, что ему это не нужно. Здесь длинный путь, серьезное участие, отрыв от семьи и школы, поездка в экспедицию, серьезная работа по 12 часов на площадке. Родители тоже смотрели на всю эту историю и отказывались.

На финальном этапе оставалось по два-три человека, и с этими детьми мы записали кинопробы. Все спрашивают: «А как детский кастинг?» Да это просто время и заинтересованность продюсера. Ребенок отличается от взрослого только тем, что это более тщательная работа. Это не профессиональный актер, но это не значит, что это хуже или лучше, просто с ним нужен другой язык общения. Ему нужно время, его нужно подготовить, и тогда все получается. Никакого чуда в этом нет, просто работа.

— Как изменились дети из фильма и кто чем занимается? Олег Чугунов и Эльдар Калимулин уже звезды, а что делают другие дети и следите ли вы за их судьбой?

— Да, слежу, я часто вызываю ребят на кастинги и пробы. Дениска Сухомлинов (один из друзей героя Эльдара Калимулина в фильме) снимается в моих фильмах с семи лет. Я стараюсь следить за судьбой детей, но многие из них уходят из профессии. Они так все выросли, они уже такие большие! Кто-то поступил в театральный, кто-то еще будет поступать. У меня есть такая традиция: устраивать совместный просмотр первой серии, когда она выходит в эфир. Я очень надеюсь, что с «Хором» будет такая же история.

— В фильме сыграли ваши дочери. Насколько вам было удобно с ними в режиме совместной работы? Что они делают сейчас?

— Сейчас уже вообще съемками не интересуются. Но так как они родились в семье режиссера, они с очень раннего возраста болтаются со мной по съемочным площадкам, городам и весям, их вечно используют в массовке, в озвучании. Они к этому привыкли. В «Хоре» нам было интересно сделать такие кинематографические цитаты из детских фильмов, появилась идея Оли и Яло. Я совершенно не писала это под своих детей, потому что никогда сильно они не выражали желания. Мы попробовали несколько пар близняшек, в том числе и моих дочерей, которые неожиданно согласились.  

— Расскажите немного про Хавьера и Варю, а также про любовный треугольник Микульчина— Баршак—Галибин. Выдуманная история или взяли какой-то пример из жизни знакомых?

— Это архетип. Хавьер — это увлеченный творческий человек, бессребреник. Грачев — это путь гения, он мучается на своем пути. Кажется, что он вредный, злой, противный, а он заложник своего камертона, он не может его предать, он тогда просто умрет. А Хавьер честный, у него не всегда получается зарабатывать, но он горит, он живет. Это собирательный образ талантливого юноши, который, скорее всего, не состоится в жизни в общепринятом понимании. Кстати, пришлось Хавьера завивать, и после съемок пришлось Алексею Трофимову коротко стричься после химии.

Когда я Анастасии Микульчиной сказала, что она будет блондинкой, она очень сопротивлялась. Но я ей сказала, нет, ты должна быть «моя Надя приехала», чудо-женщиной, женщиной-мечтой.

— Камео Николая Баскова. Было ли ему интересно? Как вам самой запомнился его актерский эпизодный момент?

— Мы искали актера на роль звезды оперетты… Но зачем же искать, если есть Коля, обладающий потрясающим чувством юмора, артистизмом, который это очень любит, с которым мы дружим много лет. Я просто спросила: «Коля, а не хочешь ли ты поучаствовать?» — «Ой, да, Ален, с удовольствием». И украсил картину, сделал эту роль очень достоверно и даже в чем-то советовал нам, ведь он знает тонкости этого процесса гораздо лучше, чем мы. Я была очень рада, что продюсеры согласились на такой эксперимент и на ироничное наше с ним хулиганство, по-моему, очень здорово и правдоподобно все получилось. У Коли комедийный талант, я давно ему говорю, что ему надо сниматься в кино.   

— Расскажите подробнее об образе Юры и о других героях.

— Это собирательный образ, что-то было взято из Рязановских фильмов, собраны свои ощущения того времени, свои архетипические персонажи, не было задачи кого-то повторить и делать ЖЗЛ, ни в коем случае. Это была, безусловно, фантазия на эту тему.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Это взрослое кино про маленьких людей»Сериал «Хор» о юном таланте, который живет любовью к пениюЕще, слава богу, можно было пообщаться с теми же шестидесятниками (поколение родителей), которые через 15 лет жили еще своей молодостью. У них уже семьи, у них уже разводы, а все равно они еще живут своей институтской молодостью, своими песнями, своими посиделками, своими походами. У меня папа из этого поколения, и у моего соавтора родители этого же возраста были. У меня папа — математик. Вот с кого были написаны эти физики-математики — из рассказов папы про его стройотряды, про его походы на лыжах, бардовские песни.

Мы ездили и к создателям хора, и к соратникам самого Попова. Но Голомазов ни в коем случае не повторяет Попова. Попов был совершенно другим человеком, он был душка, солнышко, которого все любили. Грачев же — это образ непримиримого творца, наш крик души о том, что нам, авторам, реально очень сложно подстроиться. Грачев — это вне времени. Это образ творческого человека, который знает, чего он хочет, и точно знает, как это правильно сделать. Ему так тяжело иногда донести эту мысль до окружающих, что он кажется колючим, сумасшедшим, капризным.

Когда ты снимаешь свой сценарий, там очень много личного. Ну и, конечно, творчество и материальная сторона вопроса редко находят общие точки соприкосновения. В «Хоре» было очень много компромиссов, ссор, войны. Эта сложная была картина, мне бы самой сложно, наверное, было быть продюсером. Я очень благодарна Рубену, что он все равно на это пошел и сделал максимально возможное. 

— Кто занимался музыкой, писал аранжировки, чье исполнение песен в фильме? У вас есть в титрах и хормейстер, и музыкальный продюсер.

— Главного героя озвучивает потрясающая девочка Лера, которая традиционно для советского кино озвучивает гениального мальчика. Пел у нас хор Свешниковского училища.

Хормейстер училища Даня Лукин невероятно много сделал для этого фильма. Мы познакомились еще во время написания сценария — приехали в училище, пообщались с их замечательным ректором, он нам посоветовал Даню. Он разучивал партии с артистами, прошел все смены с хористами, учил дирижировать наших актеров, был с нами в «Орленке». Проделал огромную работу над разбором хорового материала, аранжировками, подбором голосов. И кстати, дирижирующие руки на титрах — это руки Дани Лукина.

— Как вы выбирали именно эти песни?

— Мы собирали архетипы, то, что было максимально популярно и максимально характеризует данное время. Шаинский — это мое личное переживание. Все остальное помогали подобрать и Свешниковское училище, и хормейстеры. Мне повезло, у моего второго режиссера мама — хормейстер, а сама Марианна закончила эстрадное отделение ГИТИСа, она очень хорошо знакома с музыкальным наследием советской эстрады, под рукой был практически готовый консультант. Было очень интересно во все это погрузиться. Вся музыка была изначально прописана в сценарии, и потом я уже продюсерам объясняла, почему нам важна та или иная песня, а какие теоретически можно заменить.

— Есть ли какая-то ваша любимая песня?

— «Погоня», конечно, «Погоня»! Очень сложно было найти наследников и очистить права. Наследники где-то в Америке, это какой-то ад был. А я рыдала и говорила, что нужна только «Погоня». «Неуловимые мстители» — тот фильм, которым мы болели. Когда я слышу эту песню — это возвращение детства. Это была совсем другая история просмотра кино, его ждали, обводили в программке. Поэтому телевидение тоже присутствует у нас: покупка телевизора как некое событие в семье, покупка цветного телевизора — вообще чудеса какие-то. Я помню, что в детстве у меня был черно-белый телевизор, а потом он стал цветным, и мир оказался совсем другим.

— Что за проблема с очисткой прав?

— Сами авторы обычно заинтересованы. Например, когда мы пришли к Сергею Никитину, и он понял, что для меня это важно, что это интересная тема, что она не пошлая, что это чистая история, которая учит добру, он сразу подключился к проекту.

У меня так и с первым фильмом было, когда я, дебютантка с «Рябиновым вальсом», пришла к Евгению Доге, классику, композитору, к которому подойти-то страшно. Но когда люди видят твой посыл, видят, что ты искренен и заинтересован в материале, они с удовольствием в это включаются и начинают с тобой сотрудничать.

Другое дело, правообладатели. Тут начинаются сложности: их не найти, а если нашел, выставляются такие требования, что это всегда сложно. Продакшн с этим достойно справился, очистили права. Сейчас очень сложно создать хорошее историческое кино, ты должен отвоевывать музыку, изображение…

— А последнее стихотворение откуда?

— Это написал замечательный автор Юрий Ряшенцев. Это автор, с которым постоянно работает Сергей Никитин, он нам его порекомендовал, и была написана эта песня. Написана была в бардовском стиле. Тут нам помог Даня Лукин, который сделал аранжировку для хорового исполнения.  

— Смотрите ли вы «Голос»?

— Детский «Голос» да, смотрю. Но честно признаюсь, мне сложно. Ты видишь разочарование и слезы ребенка, за которого эти трое взрослых, не понятно по каким причинам, не проголосовали. Они все хорошо поют, они все по-своему талантливы и гениальны. «Голос. Дети» — более суровое и жестокое мероприятие, чем взрослый «Голос». Взрослому человеку все же проще совладать с собой и понять, что не ты плохой, а по-другому сложились звезды. А для ребенка это очень болезненно.

— Но в сериале Грачев тоже достаточно жестко отбирает? И иногда не щадит чувства детей.

— Грачев не делает из этого шоу, он справедлив и просто не может поступиться с внутренним камертоном, который в нем заложен. Он не из вредности это делает и не из-за того, чтобы произвести на кого-то впечатление. Он это делает, потому что он не может по-другому. Такой же был великий тренер Жук, великие тренеры Чайковская и Тарасова, величайшие педагоги и организаторы детских музыкальных и танцевальных коллективов, балета. Я бы не сравнивала, все-таки другая цель у этого. 

Режиссер: 

Алена Райнер


Сценарий

Дарья Фоминых Дезомбре, Анастасия Голотик, Алена Райнер, Анастасия Экарева


В ролях: 

Олег Чугунов (Юра), Сергей Голомазов (Грачев), Екатерина Дурова (Сорокина), Дмитрий Астрахан (Пасюк), Владимир Чуприков (Кулаков), Кристина Исайкина (Варя), Алексей Трофимов (Хавьер), Алеся Пуховая (Нина), Михаил Жигалов (Петр Ильич), Кирилл Бакуменко (Кеша), Анастасия Микульчина (Лариса), Александр Галибин (Вадим), Дарья Мазанова (Катя), Павел Баршак (Андрей), Ольга Волкова (Ольга Ильинична), Геннадий Юхтин (Профессор), Юрий Назаров (Цветков), Яна Сексте (Вера), Юлия Ауг (Капоклипикова), Георгий Мартиросьян (Есипенко), Людмила Зайцева (Аксинья), Виктор Проскурин (Саранчук), Николай Басков (Хрусталев), Геннадий Матвеев (Митяй) и другие


Оператор: 

Шандор Беркеши


Композиторы: 

Леонид Каминер, Константин Шевелёв, Сергей Никитин


Производство: 

«МАРС МЕДИА ЭНТЕРТЕЙТМЕНТ», «АМЕДИА ПРОДАКШН», Россия, 2020

Смотрите сериал «Хор» по будням, с 16 сентября после программы «Время»
Тематические категории:
Тематические категории: