«Этот хирург — он вообще очень крутой». Почему нельзя пропустить сериал «Воскресенский»
Доктор Воскресенский — ответ Российской империи Шерлоку Холмсу
Петербург начала XX века. Имперская роскошь соседствует с трущобами и нищетой, а последние достижения науки и техники не могут совладать с человеческой природой. Полиции по-прежнему приходится расследовать самые зловещие и таинственные преступления, и когда новейшие методы сыска не дают результата, жандармы обращаются к доктору Воскресенскому.
Блестящий хирург Аркадий Воскресенский в свободное от практики время посвящает себя расследованиям: человеческий организм для него — открытая книга, всю мистическую подоплеку он отметает с порога и доверяет лишь науке и здравому смыслу. Герой резок, скрытен и довольно неприятен в общении, но, как и его британский коллега с Бейкер-стрит, всегда приходит на помощь хранителям правопорядка.
Несмотря на то, что Воскресенский сам врач, у него находится свой доктор Ватсон — к взбалмошному профессору приставляют молодого врача Ивана Фогеля, который неотступно следует за ментором. Есть в истории и детектив Лестрейд (главный связной Воскресенского с властями полицеймейстер Чудаков в исполнении Максима Лагашкина), и Мориарти (зловещий Антон Хабаров с разноцветными глазами).
Самый сложный кастинг был… у бороды главного героя
Пробы на главную роль прошли около 30 артистов, в том числе Николай Фоменко и Владимир Вдовиченков. Спустя несколько месяцев был утвержден один из самых харизматичных российских артистов Юрий Колокольников («В августе 44-го…», «ВМаяковский», «Игра престолов», «Довод»).
В проекте очень хорошо придуман персонаж, поэтому все сложилось как пазл — моя личность эмоциональная, физиологическая и духовная. Я прямо это прочувствовал. Когда долго играешь кого-то, то в какой-то момент начинаешь жить через призму своего героя, а этот хирург — он вообще очень крутой. Теперь я вспоминаю период съемок и думаю: «Как классно было быть Воскресенским».
Остальной актерский ансамбль подбирали не менее тщательно. На главные роли — журналистки Марии Векслер и помощника Воскресенского Ивана Фогеля — утвердили не самых известных, но точно попавших в образ Вильму Кутавичюте («Алиби», «Икра», «Отчим») и Андрея Назимова («Триггер», «Обратная сторона Луны», «Территория»).
В остальном же в кадре настоящая россыпь звезд: помимо уже упоминавшихся Антона Хабарова («Казанова», «Мурка», «Свадьбы и разводы») и Максима Лагашкина («Живой», «Магомаев», «257 причин, чтобы жить») зрители увидят Ольгу Арнтгольц («Простые истины», «Выхожу тебя искать»), Владимира Епифанцева («Лютый», «Живой», «Generation "П"»), Даниила Воробьева («Метод», Happy End), Кирилла Рубцова («Призрак», «Презумпция невиновности»), Сергея Барковского («Бандитский Петербург», «Небесный суд», «Подкидыш») и многих других.
Но после утверждения актера на роль Воскресенского начался не менее сложный кастинг — предстояло подобрать растительность на лице героя.
продюсер
Определившись с выбором актера на роль, стали пробовать разные варианты грима. Юрий был и в парике, и с усами разной формы. В итоге же решили, что его герой должен быть лысым и с бородой. И после кастинга Воскресенского начался кастинг бороды Воскресенского. За две недели мы перепробовали десятки разных видов бород. Я и не подозревал, что существует такое количество форм бороды!
В кадре можно найти настоящую заспиртованную обезьянку начала прошлого века
В Петербурге, где проходили съемки, несложно найти дореволюционный жилой фонд, но практически повсеместно он отмечен приметами современности: пластиковыми оконными рамами, межкомнатными дверями из ДСП, ламинатом вместо паркетной доски. Поэтому квартиру Воскресенского подобрали не сразу, зато там нашлось место самым диковинным предметам, отражающим эксцентричный характер героя.
На нужные даты получили разрешение на съемку в особняке дворцового типа — его и превратили в жилище доктора. Самая эффектная комната квартиры — кабинет, для которого специально отреставрировали антикварный стол, а в музее одолжили настоящую заспиртованную обезьянку. На стены повесили медицинские плакаты, копии настоящих плакатов начала прошлого века.
Будучи хирургом, главный герой использует передовые инструменты для операций. Специально для сериала по образцам начала века был изготовлен набор для трепанации, а остальной медицинский реквизит одолжили на «Ленфильме».
Важный для Воскресенского предмет — трость с кинжалом, которую герой буквально не выпускает из рук. Ее для фильма изготовил художник и реставратор Сергей Хрусталев, работавший у Алексея Германа на фильме «Трудно быть богом».
Культовые петербургские места — не те, чем кажутся
Столицу Российской империи снимали в современном Петербурге, который для этого пришлось основательно подготовить. Провода, вывески и другие признаки XXI века убирали при помощи компьютерной графики, а вот асфальт прикрывали смесью сена с землей и песком. Приходилось перекрывать и преображать Миллионную улицу, Биржевую площадь и другие объекты. Только на улицу Галерную, где снимали долгую погоню с каретами, ушло больше 20 мешков сена. Причем его надо было не только привезти, смешать с грязью и разложить в стратегических местах, но и убрать за собой.
На каретах, которые зрители увидят в кадре, гоняли не только персонажи сериала и каскадеры. (Самая опасная поездка выпала Владимиру Епифанцеву, который без дублера снимался в огромной сцене погони, начавшейся в Петербурге и продолжившейся за городом). Некоторые экипажи катают туристов на Дворцовой площади.
Владимир Епифанцев
В роли Лиговки, которая в начале века была районом трущоб, где обитают спившиеся инвалиды, бандиты и проститутки, выступил заброшенный завод в Сестрорецке. В его старых корпусах построили вторые этажи и странные балконы.
А в Кронштадте получился целый съемочный павильон: на территории бывшего склада были возведены декорации фабрики, где красят ткань, кабака, задворок цирка и выхода из дорогого отеля. То, что зрители будут считать одним объектом, зачастую снимали в разных местах. Например, на Васильевском острове снимали старую водонапорную башню, а когда в ней гремел взрыв, выбитая дверь вылетала уже в Кронштадте.
Режиссер:
Дмитрий Петрунь
Сценарий:
Анастасия Истомина
В ролях:
Юрий Колокольников (Воскресенский), Андрей Назимов (Фогель), Вильма Кутавичюте (Мария), Максим Лагашкин (Чудаков), Антон Хабаров (Платов), Александр Муравицкий (Дмитрий), Янина Лакоба (Хельда), Сергей Бызгу (главред), Аркадий Коваль (Головин), Владимир Епифанцев (Юдин), Павел Харланчук (Брагута), Даниил Воробьев (Павел/Петр), Ольга Арнтгольц (Лилия), Юлия Марченко (Бобылева), Кирилл Рубцов (Бобылев), Сергей Барковский (инвалид-гадалка), Валерий Кухарешин (Верещагин), Илья Борисов (Герасим), Александр Сирин (отец Воскресенского), Илья Шакунов (Румянцев) и другие
Оператор:
Кирилл Сперанский
Композитор:
Павел Есенин
Производство:
ООО «Эпик Медиа», ООО «Петрофильм Продакшн», Россия, 2021