Чем известен Билли Джоэл и как ему удалось попасть в СССР
Один из самых продаваемых артистов в США за всю историю страны, обладатель шести наград "Грэмми", американский автор-исполнитель песен и пианист Билли Джоэл был известен и советским слушателям — в основном, благодаря усилиям радиоведущего Русской службы Би-Би-Си Севы Новгородцева, который знакомил своих советских поклонников с творчеством зарубежных рок-музыкантов. Популярные в 80-х годах радиопередачи Новгородцева записывались на магнитофонные ленты и молниеносно распространялись среди меломанов.
В это время, в 1986 году, Билли Джоэл выпускает свой новый альбом "The Bridge" со шлягером "A Matter Of Trust".
Спустя год, в июле 1987 года, музыкант, удивив многих своих поклонников, отправляется с концертами в СССР: в рамках тура "The Bridge" Джоэл проводит шесть полноценных рок-шоу в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Идея музыканта заключалась в том, чтобы развеять миф о врагах-коммунистах и с помощью рок-н-ролла "прорубить окно" для Запада в СССР.
В Советский Союз Билли прибывает не только вместе со своими музыкантами, но и с семьей. Для советских меломанов это шоу стало настоящим культурным переворотом, ведь до сих пор в СССР не проходило таких полномасштабных рок-н-ролльных выступлений западных звезд.
В общей сложности на концертах Билли Джоэла побывали тогда около 100 тысяч зрителей, а еще несколько миллионов слушали радиотрансляцию, доступную в Советском Союзе и Соединенных Штатах.
"Хватит светить на публику!"
Гастроли Джоэла в СССР не обошлись без скандала. После первого же концерта в московском "Олимпийском" советские организаторы пригрозили музыканту разрывом контракта — из-за того, что его поклонники в финале шоу оказались на сцене.
Из интервью Билли Джоэла: "Служба безопасности "Олимпийского" всячески старалась не подпускать поклонников близко ко мне. Так, дешевые места предварялись 15-ю рядами кресел, которые занимали партийные работники. Я просто направился к задним рядам, перелезая через стулья. Люди с задних рядов поднялись и двинулись за мной к сцене. Это шоу в Москве получилось, пожалуй, самым лучшим".
На втором концерте в Москве во время исполнения песни "It's Just A Fantasy" Джоэл, крикнув фразу "Stop lighting the audience!!" ("Хватит светить на публику!"), перевернул на сцене электронное пианино, а затем стал бить микрофоном по роялю, при этом продолжая исполнять песню. Как впоследствии объяснил музыкант, все концерты в СССР снимались на видео, и осветители проигнорировали его просьбу не светить зрителям в лицо. Это разозлило Джоэла, и он перевернул элекропианино, чтобы хоть как-то привлечь внимание к своей просьбе.
Из интервью Билли Джоэла: "Я был готов к трудностям, но не ожидал саботажа со стороны своей собственной команды. Они были увлечены съемками кино, а не самим концертом. Самое смешное, что на следующий день на улице дети меня спрашивали: "Вы снова будете крушить пианино?""
В рамках тура по СССР певец принял участие в записи программы "Музыкальный ринг" Ленинградского телевидения, где исполнял песни и отвечал на вопросы зрителей в зале. Джоэл спел, в частности, песню Боба Дилана "The times they are changing", заметив, что эта песня все время крутилась у него в голове во время гастролей в СССР.
Из интервью телеведущей Тамары Максимовой: "Программу снимали американцы и выглядеть надо было соответствующе. Валя Юдашкин, тогда только начинавший самостоятельную карьеру, сделал мне макияж и довел до ума костюм. У меня были какие-то шелковые шаровары цвета электрик, и он сделал широкий пояс к ним".
"Нам было очень трудно уезжать"// Как музыкант и пресса комментировали концерт
Из интервью Билли Джоэла: "Советские люди абсолютно такие же, как мы. Они любят друг друга, рожают детей, им может быть хорошо или плохо, грустно или весело. Они не хотят воевать. Они такие же как мы, просто на их долю выпало больше проблем, чем на нашу <…> Люди не хотели нас отпускать. Ведь обычно происходит так: ты отыграл концерт, уезжаешь из страны и говоришь поклонникам "До свидания, увидимся снова" — а тут мы понимали, что это не "до свидания", а "прощайте". Люди плакали, было очень тяжело уезжать".
Советский студент в интервью Reuters после концерта: "Я еще никогда не видел, чтобы советская публика так себя вела на концертах. Он (Джоэл. —прим.ред.) сам и музыка настолько энергичны, что просто невозможно усидеть на месте, хочется вставать и прыгать".
Chicago Tribune: "Один молодой человек рассказал, что девять часов летел из Сибири, чтобы посмотреть на западную рок-звезду. Он купил билет у спекулянтов прямо перед концертом".
Newsday: "Солдаты, охранявшие "Олимпийский", сняли фуражки и хлопали в ладоши у себя над головами, пританцовывая".
Detroit Free Press: "К середине шоу 18 тысяч человек уже не сидели на своих местах, а танцевали, хлопали, пели — в общем, вели себя так, как ведут себя американцы на рок-концертах".
"Живая" запись одного из выступлений Джоэла легла в основу двойного альбома "Концерт" (именно так, кириллицей, название альбома пишется в оригинале).
Треклист:
1. Odoya (Traditional)
2. Prelude/Angry Young Man
3. Honesty
4. Goodnight Saigon
5. Stiletto
6. Big Man on Mulberry Street
7. Baby Grand
8. An Innocent Man
9. Allentown
10. A Matter of Trust
11. Only the Good Die Young
12. Sometimes a Fantasy
13. Uptown Girl
14. Big Shot
15. Back in the U.S.S.R. (Lennon–McCartney)
16. The Times They Are A-Changin' (Bob Dylan)
Музыканты:
• Билли Джоэл — вокал, клавишные, гитара
• Свобода ДеВитто — барабаны
• Дуг Стегмейер — бас
• Дэйв Лебольт — клавишные
• Рассел Джеворс — акустическая и электрическая гитара
• Марк Ривера — саксофон
• Кевин Дюкс — электрическая гитара
• Питер Хьюлет — бэк-вокал
• Джордж Симмс — бэк-вокал