Народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
«Щелкунчик» – настоящий символ Нового года, попасть на этот спектакль всегда непросто. Поэтому телевизионная трансляция этого балета обещает стать прекрасным подарком зрителям Первого канала.
«Щелкунчик» Григоровича идет с 1966 года – и в нем нет каких-то грандиозных технических эффектов, голографических экранов. Этот балет скорее похож на старую любимую книжку с картинками, которую читали еще наши родители и которая хранит свой магический эффект, и ее особенно приятно открыть именно в канун Нового года.
История
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
Новогодний акцент
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два– три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
Щелкунчик-Принц и Маша
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается.
Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
Елизавета Кокорева (24 года). В 2019 окончила Московскую государственную академию хореографии (класс Татьяны Гальцевой) и была принята в балетную труппу Большого театра. В конце сезона 2021-22 возведена в ранг ведущей солистки, в 2023 – в ранг балерины.
Роль Мари – одна из любимых. Хотя путь к ней был извилист. Когда мы учились в Академии в начальных классах, то участвовали в спектаклях театра Станиславского и там танцевали па-де-труа. На роль маленькой Маши всегда брали кого-то из Академии, и мне тоже повезло. Но в мечтах, конечно, была главная роль. В завершении учебы выпускники ставят один из трех спектаклей: либо «Тщетную предосторожность», либо «Дивертисмент», либо «Щелкунчика». И – мой выпуск попал не на него. Эта роль словно всегда от меня убегала. Но в первый же свой сезон в Большом театре, пять лет назад, я воплотила именно образ Мари. Это была моя первая главная роль.
Артем Овчаренко (37 лет), Заслуженный артист РФ, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В 2007 году окончил Московскую государственную академию хореографии (класс Александра Бондаренко) и был принят в балетную труппу Большого театра. В 2013 возведен в ранг премьера.
Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика. В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект.
Друг о друге
Артем: «Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно».
Елизавета: «До этого сезона мы редко танцевали вместе с Артемом. И я очень рада, что именно 31 декабря, как и вообще в этом году, у меня появилась возможность сотворчества с таким опытным артистом. Он прекрасный солист балета, надежный партнер, всегда очень добр, мил, весел и спокоен. Артем постоянно меня поражал тем, как он невозмутимо справлялся с любыми сложностями: часто танцевал по внезапным вызовам на замены артиста, с абсолютно разными балеринами, но всегда был очень внимателен и бережен в партнерском плане – и технически и эмоционально он ведет спектакль на высоте. Мне кажется, Артем у всех и ассоциируется, как идеальный Принц-Щелкунчик!»
Красота как традиция: особенности «Щелкунчика»
Неповторимая атмосфера праздника «Щелкунчика» – заслуга художника Симона Вирсаладзе. Главные цвета спектакля – серый, черный, сиреневый, а в ослепительно белом и ярко-красном появляются только Маша и Щелкунчик. В костюмах по эскизам Вирсаладзе артисты танцуют уже почти 60 лет! Каждый раз при пошиве подгоняется лишь размер, но художественное оформление костюма остается неизменным.
Симон Вирсаладзе любил рисованные живописные декорации, поэтому всем памятная елка на сцене написана в виде сложно сделанных полотен. Они плавно раскрываются, растягиваются и поднимаются наверх друг перед другом, создавая эффект роста елки.
В «Щелкунчике» задействовано много детей – это небольшие партии, которые исполняют ученики Академии хореографии, только начинающие свой путь в балете.
Блиц для солистов «Щелкунчика»: о шампанском и оливье
О выступлении 31 декабря
Артем: «Для меня это особый день во всех смыслах, так как 31 декабря – это еще и день моего рождения».
Елизавета: «Опыт выступления 31 декабря у меня уже есть, но каждый спектакль – это волнение. А в последний день года уж тем более».
Приметы и ритуалы
Артем: «Перепробовал разные приметы, но в моем случае они не работают. Я просто стараюсь отдохнуть за день до спектакля, включая небольшой дневной сон, набираюсь сил. Если так и складывается, то к спектаклю я готов оптимально».
Елизавета: «Нужно быть подготовленным физически и эмоционально. И вот с последним не всегда получается. Переживаю за все! За темп, за свет, за пол, за поддержки, за какие-то технические моменты, которые порой даже от тебя не зависят. За день до спектакля стараюсь пораньше лечь спать. А еще меня успокаивает проверка моих пуант, каждый раз перед выходом на сцену готовлю их, подшиваю».
Сколько балетных туфель нужно для спектакля
Артем: «В первом и во втором акте «Щелкунчика» у меня красные балетные туфли. И на спектакль хватает одной пары. Но на всякий случай я готовлю три пары, потому что обувь может порваться, а также можно переборщить с канифолью, которая используется на туфлях для лучшего сцепления ног с полом – и для нужного скольжения можно взять новую пару балетной обуви. Кстати, после спектакля я не выбрасываю туфли, а складываю их в мешок у себя в раздевалке. Недавно он заполнился, и я попросил друга-дизайнера сделать мне из них халат. Теперь он у меня дома, символично его надевал на собственном творческом вечере. Халат разноцветный и всегда напоминает о сыгранных спектаклях».
Елизавета: «В «Щелкунчике» первый акт могу станцевать в старых, которые мягче, так как и прыгать в них легче. А на второй акт, где адажио, па-де-де, пируэты – выбираю новые, более жесткие туфли».
Самый сложный технический элемент в «Щелкунчике»
Артем: «В этом спектакле комплекс всех классических элементов балета для солиста: базовые гранд-пируэты, жете ан турнан (прыжок с одной ноги с полуоборотом и шпагатом в воздухе с приземлением на другую ногу). Плюс верхние поддержки – «стульчик» и «ласточка». Но даже важнее технических элементов, энергетика артиста, ведь это спектакль про чудо, и веру в него необходимо передать зрителям».
Елизавета: ««Щелкунчик» – технически сложный балет. Непростая вариация, состоящая из пяти частей. Адажио рискованное, там необычные поддержки».
Что происходит в театре после спектакля 31 декабря
Артем: «После спектакля есть чуть времени, чтобы выпить бокал шампанского. У нас дружная атмосфера, которую праздники, в том числе, поддерживают. А потом стрелой домой».
Елизавета: «После спектакля, конечно, хочется сразу праздника. Поэтому убегаю, чтобы успеть приготовить оливье и сельдь под шубой. Люблю и готовить, и есть эти блюда, так что разговоры про диеты балерин преувеличены».
На Первом канале прямой эфир легендарного балета состоится 31 декабря в 12:00 по московскому времени.